Заготовка продуктов домашнее консервирование 7 класс

§ 9. Заготовка продуктов. Домашнее консервирование

Когда речь заходит о домашних заготовках на зиму, мы прежде всего имеем в виду консервирование.

Цель консервирования — сохранить на длительный срок продукты питания и предохранить их от порчи в результате воздействия на них микробов. Основные способы консервирования: стерилизация, сушка, копчение, вяление, квашение или соление, мочение.

Консервированием можно назвать и замораживание (это лучший способ сохранить пищевую ценность и вкусовые свойства овощей и фруктов), и приготовление варенья, джема, желе, сиропа.

Для консервирования в домашних условиях необходимы соответствующие оборудование, инвентарь, тара (рис. 16).

В качестве тары для консервирования лучше всего подойдут стеклянные банки различной емкости — они пригодны для любых продуктов, прочны, обеспечивают герметичность, их можно использовать многократно. Кроме того, вам понадобятся кухонные посуда и приспособления — дуршлаг, эмалированные тазы и кастрюли, а также кухонные ножи, секачи, терки, овощерезки, шинковки, измельчители, специальные щипцы, закаточная машинка.

Рис. 16. Тара и инвентарь для консервирования: а — закаточная машинка; б — крышки и резиновые прокладки под крышки; в — банка с закручивающейся крышкой; г — щипцы для удержания горячих емкостей.

Для взвешивания и отмеривания продуктов применяют бытовые весы, мерные стаканы или обычные банки определенной емкости (табл. 3).

Таблица 3. Мера и масса некоторых продуктов (в граммах)

Подготовка к консервированию

Процесс консервирования овощей, фруктов и ягод включает несколько этапов: механическая обработка (сортировка, мойка, очистка, измельчение), термическая обработка, подготовка тары, фасовка, укупорка, стерилизация и пастеризация, хранение готовой продукции.

Сортировка. Плоды сортируют по качеству, степени зрелости и размеру. Удаляют посторонние примеси (листья, веточки и пр.), загнившие, недозрелые, перезрелые, увядшие, с механическими повреждениями плоды. Большое значение для качества компотов, маринадов, варенья имеют степень зрелости, размер, окраска, форма плодов и ягод.

Тщательная мойка — необходимое условие правильной переработки плодов, ягод, овощей. Она позволяет удалить грязь и частично микроорганизмы и ядохимикаты, которые находятся на поверхности плодов.

Взвешивание необходимо, чтобы установить правильное соотношение сырья и положенных по рецепту добавок, приправ и т. д.

Очистка и измельчение. При очистке удаляют несъедобные, поврежденные или малоценные части плодов и овощей: кожицу, кожуру, листья, чашелистики, плодоножки, косточки, семенные камеры. Следует помнить, что под кожицей находятся наиболее ценные питательные вещества, поэтому снимайте ее осторожно, тонким слоем.

Очищенное сырье измельчают: режут кусочками определенной формы и размера, делят на дольки, дробят.

Бланширование — кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром. В результате бланширования сохраняется натуральный цвет плодов, они плотнее укладываются в банки, не трескаются при заливании горячим сиропом или маринадом, повышается сохранность консервов и т.

После бланширования плоды и ягоды немедленно охлаждают в холодной воде, чтобы они не переварились.

Подготовка тары. Для хранения готовой продукции используют стеклянные банки, бутылки, деревянные бочки, фанерные ящики, эмалированные баки и ведра.

Стеклянная тара не должна иметь дефектов. При подготовке к заполнению банки и бутылки моют горячим раствором пищевой соды, затем тщательно споласкивают горячей водой.

Непосредственно перед заполнением стеклянную тару стерилизуют. Для этого можно воспользоваться чайником: вымытую банку установить на кипящий чайник горловиной вниз и выдержать 20-25 мин или поместить стеклянную тару в широкую кастрюлю с горячей водой и кипятить 5 мин.

Стеклянные и металлические крышки, резиновые прокладки к ним, пробки перед применением стерилизуют в кипящей воде в течение 10-15 мин.

Консервирование

Приготовление сахарного сиропа. Для консервирования плодов и ягод в зависимости от вида заготовки используют сахарные растворы различной концентрации. Качество сиропа — очень важный показатель. Для его приготовления используют только белый сахарный песок.

Сироп готовят следующим образом. Необходимое количество сахара растворяют в строго определенном количестве горячей воды, подогревают до кипения, постоянно помешивая, и кипятят 2-3 мин. Затем сироп отстаивают не менее часа и процеживают, чтобы отделить мелкие посторонние частицы, которые иногда встречаются в сахарном песке.

Сиропы можно приготовить различной концентрации (табл. 4).

Пастеризация, стерилизация, укупорка и хранение консервов

Большинство микроорганизмов погибает при температуре выше 40 °С. Однако ряд микробов можно уничтожить только при воздействии более высокой температуры. Различают два вида консервирования с помощью высокой температуры — пастеризация (при температуре до 95 °С) и стерилизация (при температуре 100 °С и более).

В домашних условиях пастеризацию проводят в кипящей воде, для чего берут бак или кастрюлю с широким дном, в которые можно поместить несколько банок или бутылок одного размера. На дно кладут деревянную или металлическую решетку высотой 2,5-3 см и накрывают ее полотном.

Таблица 4. Приготовление сахарного сиропа различной концентрации

Количество
сахара
на 1 л воды, г

Урок технологии по теме “Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов”. 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7

Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время.

Цели урока:

  • обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов;
  • формировать у учащихся навыки заготовки продуктов;
  • развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов;
  • обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов
  • проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить вариант приготовления.
  • научиться готовить цукаты.
  • расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история.

Техники и технологии:

  • Цифровой образовательный ресурс: презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение»;
  • Проблемный вопрос.

Структура урока:

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация знаний учащихся о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов.
  3. Изложение нового материала
    • презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение».
    • плакат «Способы консервирования».
  4. Закрепление новых знаний:
    • кроссворд по теме
    • тестовые задания;.
  5. Практическая работа по приготовлению цукатов.
  6. Подведение итогов урока. Оценка и самооценка работы.
  7. Домашнее задание.

Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут соответствовать выбранному способу обработки.

ХОД УРОКА

1. Учитель Здравствуйте ! Садитесь те ,кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.

2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодны­ми зимними вечерами наслаждаться неповторимым арома­том и вкусом этих даров.

Девочки, скажите, какими способами можно сохранить продукты на более длительный срок.(ответы).Молодцы.

А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их в брейкворде.

3. Учитель – А сейчас посмотрим презентацию «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение».

Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение, замораживание, желирование.

Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, высокая (80-100С), а также жидкая, кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90 % витамина С.

На плакате «Способы консервирования».показано:

Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок.

Квашение. Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют распространению плесени и грибков.

Маринование. Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота.

Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь. Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах.

Сушка. Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в микроволновке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме по сравнению с исходным сырьем.

Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности. В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким раствором продуктов – варенье, желе,цукаты.

4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем? А сейчас разгадаем кроссворд. (Ответы).Молодцы. А как их можно приготовить?

Читайте также:  Диазинон вред для человека

Приготовление цукатов. Сваренные плоды или ягоды вместе с сиропом выливают на сито или дуршлаг. Сироп стекает, а на сите остаются полупрозрачные кусочки плодов или цельные ягоды. Чтобы сироп стек полностью и плоды лучше впитали сахар, необходимо оставить их на сите в течение 1,5-2 часов. После этого плоды и ягоды надо разложить в один слой на сите и подсушить в духовке при температуре не выше 40°С, затем обсыпать мелким сахарным песком (должна быть покрыта вся поверхность плодов) и слегка встряхнуть. На 1 кг плодов требуется приблизительно 170-200 г сахара. После обсыпки плоды вторично нужно подсушить в слабо нагретом духовом шкафу. Если приготовляют засахаренные дыню или арбузные корки, их после обсыпки сушат на воздухе при комнатной температуре.

Готовые цукаты надо уложить в банки — каждый вид отдельно или смешать разные плоды и ягоды так, чтобы получился красивый набор. Для этого подбирают различно окрашенные плоды, например, кусочки груш и яблок со сливами, вишнями, рябиной.

Чтобы при хранении цукаты не увлажнялись, их лучше укупорить герметически, закатывая стеклянные банки жестяными крышками, или плотно закрыть пергаментом или целлофаном.

В сухом помещении цукаты можно хранить в деревянных, картонных или фанерных ящиках, выстланных внутри плотной бумагой. Хранить цукаты можно и в вакуумных контейнерах, они позволяют увеличить срок хранения продуктов в 3-4 раза. Вакуум, образованный путем удаления воздуха из контейнера приостанавливает размножение бактерий и окисление продуктов. Вакуумные пищевые контейнеры для хранения продуктов применяются для сохранения свежести, аромата, цвета и питательных веществ любых продуктов питания и прочих вещей, которые необходимо уберечь от порчи. Хранение в вакуумных контейнерах не заменяет обычных способов хранения, а дополняет их.

Сироп, остающийся после варки плодов и ягод, а также излишек сахарного песка после обсыпки плодов используют для варки варенья, джема, повидла или при изготовлении компотов.

Диетологи обвиняют цукаты в избыточном количестве сахара. Да, сахара в них достаточно много, но польза всё же есть – в цукатах содержится большое количество необходимой для пищеварения клетчатки, а также витамины и микроэлементы.

Поэтому диетологи советуют заменять конфеты именно на цукаты.

Пищевая ценность цукатов в 100 гр:

Белки: 3 (г)
Углеводы: 54,5 (г)
Витамины
:

* Витамин PP: 2,1 (мг)

* Бэта-каротин: 1 (мг)
* Витамин A (РЭ): 166,6667 (мкг)
* Витамин B1 (тиамин): 0,03 (мг)
* Витамин B2 (рибофлавин): 0,2 (мг)
* Витамин C: 5 (мг)
* Витамин PP (Ниациновый эквивалент):2,598 (мг)
Макроэлементы :

* Кальций: 115 (мг)
* Магний: 92 (мг)
* Натрий: 141 (мг)
* Калий: 2043 (мг)
* Фосфор: 192 (мг)
Микроэлемент:

* Железо: 3 (мг)
Энергетическая ценность (калорийность) цукатов составляет 216,4 ккал.

Учитель. Закрепим свои полученные знания с помощью тестов.

5. Учитель. Чтобы приступить к работе давайте повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножом и горячей посудой. Санитарно-гигиенические требования.

В каждой бригаде , бригадир распределяет работу.

Приступаем к работе.1-бригада готовит цукаты из моркови 2-бригада из тыквы с апельсином.

Рецепты цукатов (Инструкционные карты).

Цукаты из моркови.

Для рецепта вам потребуется: Для сахарного сиропа сахар-1.2кг, вода-1.5 стакана, морковь-1кг.

Для цукатов отбирают молодую морковь. Морковь тщательно промыть, очистить, разрезать кусочками и бланшировать 8-10 минут, после чего сразу остужают в холодной воде. Готовят сироп из сахара с водой, кипятят в нем кусочки моркови приблизительно 15 минут. Оставляют на 10 часов. Повторяют этот процесс три раза, в конце варки добавляют лимонную кислоту. Кусочки укладывают на противни и сушат в теплой духовке. Готовые цукаты хранят в банках.

Цукаты из тыквы с апельсином.

Для рецепта вам потребуется: Тыква- 1 кг, сахарный сироп -1.2 кг, апельсиновая корочка. Если у Вас много тыквы, сварите цукаты с апельсиновой корочкой, получается не хуже чем цукаты из папайи, манго и прочих экзотических фруктов. Порезать тыкву брусочками или как больше нравится и сварить вместе с апельсиновыми корочками малом количестве воды, потом добавить сахар и уварить насколько возможно, чтобы только не началось пригорание. Получится тыква в очень густом сиропе. Потом вынимаете кусочек тыквы желательно вместе с кусочком апельсиновой корочки, они прилипают друг к другу, обвалять в сахаре и разложить в теплом месте в один слой на противне или еще на чем другом для просушки. Когда просохнут, чтобы не липли друг к другу, хранить в сухом месте (например, в закрытой банке). Хранить можно долго. Эти же цукаты можно потом мелко порезать и добавлять в выпечку – кексы, бисквиты. (1; 18 – 25)

Дегустация блюда.Оценивание оформления блюда детьми.

6. Подведение урока.

Девочки, что нового мы сегодня узнали?

Какие цукаты мы сегодня научились готовить?

Какая последовательность приготовления блюда?

Оценка знаний и умений учащихся по бригадам

7. Домашнее задание. Приготовить дома цукаты и угостить родителей.

Презентация “Заготовка продуктов Домашнее консервирование” 7 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Заготовка продуктов Домашнее консервирование Суркова Г. А. учитель МКОУ НГО «Павдинская СОШ» Цели урока

  • Познакомить учащихся с основными способами консервирования;
  • Познакомить учащихся со способами приготовления домашних запасов.

Задания для учеников:

  • Прочитать материал и заполнить таблицу:
  • Записать свой рецепт на слайд (было дано предварительное домашнее задание).
  • Подготовить ответы на вопросы, в конце материала.

Стремясь предохранить пищевые продукты от порчи, человек, еще в древности разработал способы их сохранения путем консервирования.

  • Стремясь предохранить пищевые продукты от порчи, человек, еще в древности разработал способы их сохранения путем консервирования.

Консервирование — (лат. conservare хранить, сохранять) способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов. Консервирование — (лат. conservare хранить, сохранять) способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов. Цель консервирования сохранить на длительный срок продукты питания и предохранить их от порчи в результате воздействия на них микробов. Основные способы консервирования

  • Герметизация
  • Соление
  • Сушка
  • Копчение
  • Вяление
  • Квашение
  • Маринование
  • Замораживание
  • Варенье, джем

ПРИМЕНЕНИЕ КОНСЕРВАНТОВ

  • Соление. Поваренная соль издавна применяется для сохранения мясных и рыбных продуктов. В процессе осмоса, соль “вытягивает из продукта «влагу, сам продукт пропитывается раствором соли и благодаря снижению активности воды становится непригоден для развития большинства бактерий.
  • Квашение является комбинацией биологической консервации кислотами и засолки. Молочнокислые бактерии утилизируют сахара (углеводы) и выделяют органические кислоты, препятствующие развитию плесеней.
  • Маринование производят органическими кислотами, губительными для бактерий, но пригодными для потребления человеком (используют лимонную, уксусную, молочную и др.)
  • Добавка консервантов, разрешённых в пищевой промышленности, обеспечивает улучшение сохранности продуктов самого разного типа (напитки, консервы, пресервы).

МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УМЕНЬШЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ

  • Сушка из продукта удаляется влага, что лишает микроорганизмы среды обитания для развития. Сушка может производиться как на открытом воздухе, на ветру для предотвращения загнивания, так и с помощью вакуума. Широко распространено засоленое и засушенное мясо.
  • Копчение сочетает в себе частичное обезвоживание (иногда — совсем незначительное) и химическую консервацию. В процессе копчения продукт сушится и пропитывается дымом, ароматические углеводороды консервируют его и придают особый аромат.
  • Вяление также сочетает обезвоживание продукта и, одновременно, его некоторую химическую консервацию поваренной солью.
  • Варенье, повидло, джем и пастила. Сиропы Для получения фруктовых консервов широко используют варку в сахарном сиропе, или просто упарку сладких соков без добавления сахара.

ГЕРМЕТИЗАЦИЯ Герметизация и вакуумная упаковка Герметизация производится для предотвращения попадания в обработанный продукт микроорганизмов из воздуха. Вакуумная упаковка оставляет аэробные бактерии без кислорода и они погибают. Вызывающая ботулизм бактерия не выделяет газы или различимые на вкус и запах вещества, и поэтому её развитие в консервах опасно для жизни. Атмосферная консервация и замена газовой атмосферы Содержащая кислород атмосфера в упаковке Заменяется инертной, таким образом сохраняют продукт (например, салат), без нарушения его формы. Заменяя кислород азотом, убивают содержащихся в продуктах насекомых. КОНСЕРВИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ САХАРА

  • КОМПОТ – продукт, полученный из цельных или нарезанных плодов, залитых сахарным сиропом и пастеризованных при высокой температуре.
  • ВАРЕНЬЕ – продукт, полученный из цельных или разрезанных плодов, сваренных в сахарном сиропе или с добавлением сахара. Возможна многократная варка. Некоторые виды ягод предварительно пересыпают сахаром и выдерживают 8-10 часов.
  • ДЖЕМ – желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды, плоды или их кусочки. В отличие от варенья сироп в джеме не отделен от плодов, а плоды мягкие.
  • КОНФИТЮР – разновидность джема – желе, в котором равномерно распределены плоды или их кусочки. Более плотный, чем джем.

Посуда для консервирования

  • Стеклянные банки
  • Крышки
  • Кухонная посуда
  • Тазы
  • Ножи
  • Овощерезки
  • Закаточная машина

Наиболее легкими и общедоступными способами переработки являются засолка, квашение и мочение. Эти способы издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С.

Летний день – год кормит

  • Гласит пословица.
  • Половина лета хозяйка проводила за закатыванием банок, варкой варенья, а осенью квасили капусту.

Заготовки продуктов. Домашнее консервирование
тест по технологии (7 класс)

Тест по теме урока: “Заготовки продуктов. Домашнее консервирование” с ответами.

По учебнику Технологи: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко. – 2е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 176с.: ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
7_kl_zagotovki.doc14.5 КБ
7_kl._kompoty_varene.doc16 КБ

Предварительный просмотр:

1. Цель консервирования:

а) сохранить на длительный срок продукты питания и предохранить их от порчи в результате действия на них микробов;

б) сохранить вкус и свежесть продуктов;

в) изготовить и запастись едой на холодное время года.

2. Способы консервирования:

а) засолка, копчение, заморозка, варение, тушение.

б) стерилизация, сушка, копчение, вяление, квашение и заморозка.

в) банки, консервы, плотно закрытые бутылки и контейнеры.

3. Кухонная посуда и приспособления для консервации:
а) Стеклянные банки, дуршлаг, эмалированные тазы и кастрюли, ночи, секачи, терки и т. п., закаточная машинка.

б) Кухонный комбайн, блендер, миксер, кастрюли, нож, разделочная доска.

в) Сковорода, масло подсолнечное, овощи для консервации и фрукты.

4. Для взвешивания и отмеривания продуктов применяют:

а) кухонные и бытовые весы;

б) мерные стаканы, литровые банки и тары с метками (л, мл, гр).

в) весы, мерные стаканы или банки определенной емкости.

5. Подготовка к консервированию:

а) сортировка, мойка, взвешивание, чистка и измельчение, бланширование и подготовка тары.

б) мойка, сортировка, чиста и измельчение, подготовка тары.

в) сортировка, чистка, мойка, бланширование и подготовка тары.

6. Бланширование — это
а) продукт, предварительно обжаривают или отваривают до полуготовности.

б) варка продуктов в небольшом количестве воды.

в) кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром.

7. Какой сахар используют для приготовление сахарного сиропа:
а) белый сахарный песок,

б) тростниковый сахар (коричневый сахар),

в) рафинированный кусковой сахар.

8. Виды консервирования:
а) ошпаривание и кипячение;

б) пастеризация и стерилизация;

в) охлаждение и нагрев.

9. В домашних условиях продукты хранят:
а) в плотно закрытой банке, на балконе, в холодильнике или погребе;

б) в герметичной упаковке, банку ставят в темное место, температура воздуха в помещении от 4-8 ° С;

в) в стеклянной банке, на окне или холодильнике, при температуре от 4-8 ° С.

Предварительный просмотр:

1. Основной способ консервирования плодов:

а) заморозка;
б) химическая обработка плодов;

в) тепловая стерилизация.

2. Компоты готовят из:

а) целый или нарезанных плодов, залитых сахарным сиропом и простерилизованных при высокой температуре;
б) яблок, груш и других фруктов, залитых водой и прогретых на высоких температурах;

в) нарезанных плодов, предварительно простерилизованных высокой температурой.

3. Компоты сохраняют:
а) природные свойства плодов и ягод, витамины и микроэлементы;
б) природные свойства плодов и ягод: запах, вкус, цвет, консистенцию, внешний вид;

в) природные свойства плодов и ягод: вкус, геометрию, цвет, витамины.

4. В качестве заливки для компотов используют:
а) сахар, мед, аскорбиновую кислоту и питьевую воду;
б) сахарный сироп, сироп из сладких веществ, натуральный сок, питьевую воду;

в) сахарный сироп, сахарин, питьевую воду и уксус.

5. Банки наполняют:
а) по «плечики» таким образом, что бы при стерилизация между уровнем заливки и краями банки оставался промежуток 1 — 1,5 см;
б) до края, таким образом, что бы при стерилизация между уровнем заливки и краями банки оставался промежуток 1 — 0,5 см;

в) до середины, таким образом, что бы при стерилизация между уровнем заливки и краями банки оставался промежуток 5 — 6 см.

6. Варенье – это
а) продукт, который варят со свежими ягодами и закатывают в банки;
б) продукт, полученный из свежих овощей и фруктов, сваренных в воде и сахаре;

в) продукт, полученный из целых или разрезанных плодов, сваренных в сахарном сиропе или с добавлением сахара.

7. Как определить готовность варенья:
а) на холодное блюдце вылить каплю сиропа, если она не расплывается — варенье готово;
б) на тепло блюдце вылить каплю сиропа, если она расплывается — варенье готово;

в) на холодное блюдце вылить каплю сиропа, если она расплывается — варенье готово.

8. Джем – это
а)
б) желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды, плоды или их кусочки;

9. Конфитюр — это
а) разновидность джема, желе, в котором равномерно распределяются плоды или их кусочки;
б)

11. Мармелад – это
а)
б)

12. Сушка (обезвоживание) – это
а)
б)

Заготовка продуктов домашнее консервирование 7 класс

1) Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.

2) Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов.

3) Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия при выполнении работы.

4. Перечислите способы складывания салфеток?

Б) сложить салфетку любым способом.

В) найти правильную сервировку стола к завтраку.

Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющее круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами.

Известно много различных способов приготовления домашних запасов: консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление и другие.

Известно, что уже в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Солят – грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни. Квасят – капусту, морковь, свеклу, мочат яблоки, груши, сливы, виноград и так далее. Соление =вода +соль (6-8%, 20-30%). Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей. Мочение = соль (1,5-2%)+сахар (6-8%). Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.

Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат. Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях. При хранении применяют влагопоглотители (селикогель и гашеная известь).

Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.

В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.

Общие правила замораживания следующие (см. лист)

Бланшировать – это приостанавливает действие ферментов, вызывающих обесцвечивание и появление неприятных запахов при заморозке. В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих.

Заморозка овощей комплектами ( на супы).

Перед заморозкой обязательно разделите продукты на порции, которые вам удобно будет использовать по отдельности.

– замораживайте продукты сразу, в день покупки, а вот размораживайте постепенно, переложив предварительно в холодильник;

– никогда не замораживайте второй раз то, что уже было разморожено;

– прикрепляйте к каждому пакетику или упаковке этикетку с названием и датой заморозки.

Горох можно заморозить, сначала его очистить от кожуры и на порции разделить.

Морковка и свекла – помыть, высушить, протереть на крупной терке и порциями сложить.

Перец болгарский – помыть, высушить, удалить ножку и семена, можно нарезать соломкой для рагу и супа, а можно целенький для фарширования.

Петрушка, укроп и остальная зелень – помыть, высушить, мелко нарубить, сложить очень плотно в пакет.

Чем плотнее укупорены продукты, тем меньше из них испаряется влаги во время хранения, тем, следовательно, реже надо будет выключать холодильник для оттаивания и тем лучше сохраняется качество продуктов.

При длительном хранении необходимо соблюдать температуру и влажность воздуха. Температура в помещении для дозревания помидор должна быть повышена. Влажность в помещении не должна быть слишком сырой, что вызывает плесень и быструю порчу овощей и плодов, и не должно быть слишком сухим, так как влага из овощей будет постепенно переходить в воздух.

В условиях сельской местности для хранения плодов и овощей (картофель, морковь, свекла) используют подвальное помещение или специально устроенные погреба.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «замораживание продуктов»

Задание: Выполнить замораживание ягод, зелени и фруктов по технологической карте. (см. таблицу) в бригадах.

4.2 текущий инструктаж ( проверка Т.Б.,О.Р.М. с целью помощи; исполнение технологической дисциплины).

5.2 Вопросы: а) чему научились? что узнали нового?

7. Д/З: Дома помочь маме с заморозкой продуктов; принести эскизы изделий с вышивкой; альбом; цветные карандаши; ластик; доклад «традиционные виды рукоделия».

Заготовка продуктов. Замораживание овощей и фруктов.

План урока.

5 класс

Тема урока : Заготовка продуктов. Замораживание овощей и фруктов.

Цели урока:

Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.

Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов.

Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

Ход урока.

1. Организационный момент:

– проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Беседа с учащимися по материалу пройденного урока с целью повторения и закрепления: « Виды овощей и способы их обработки. Технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей».

1. чем полезны овощи?

2. что можно приготовить из овощей?

3.какие условия хранения овощей?

4. в какую воду закладывают при варки овощей?

5. почему овощи, предназначенные для салатов, варят в кожуре?

6. зачем перед варкой овощи пассеруют (обжаривают в масле).

7. что включает в себя механическая обработка овощей?

Нами изучена первичная обработка овощей, но все равно урожай одного года сохранить до урожая другого года свежим просто не возможно. Как, вы думаете, какой существует способ сделать доступными в течение всего года необходимые для организма человека продукты? Ответы: заготовка овощей. Сообщить тему урока «Заготовка продуктов. Замораживание овощей и фруктов».

3. Определение цели и постановка задач на урок.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (ответы: заготовка продуктов…). Определите задачи, которые будем решать на уроке, что мы хотим узнать? (ответы: какими способами можно сохранить овощи на долгое время….).

Сегодня мы будем работать в Таблице «ЗУХ», они приготовлены для каждого на рабочем месте. Вы должны будете их заполнять в течение всего урока.

З наю

У знала

Х очу узнать

3. Изучение нового материала.

Большинство овощей и плодов не могут долго сохраняться в свежем виде. Они портятся в результате воздействия на них различных микроорганизмов (микробов), которые быстро размножаются в тепле при повышенной влажности.

Развитию микробов препятствуют различные факторы : пониженная температура, отсутствие влаги, а также растворы солей и кислот.

Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющее круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами.

С глубокой древности известны человеку простейшие способы сохранения продуктов : сушка, соление, квашение, замораживание. Большое значение в питании и в наши дни имеет домашнее консервирование .

Слово «консервирование» происходит от лат. слова «сохранять».

В процессе консервирования создаются определённые условия для длительного хранения продуктов, при которых прекращается развитие микроорганизмов и деятельность ферментов, вызывающих порчу.

Известно, что уже в 15 веке на Руси квасили капусту. Солят – грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни. Квасят – капусту, морковь, свеклу, мочат яблоки, груши, сливы, виноград и так далее. Соление =вода +соль (6-8%, 20-30%). Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей. Мочение = соль (1,5-2%)+сахар (6-8%). Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.

3.1. Работа с учебником с.78 (конспектирование основного содержания, терминов)

Различие видов соление связано с разными видами рассола для консервации. Если рассол состоит из соли, причём концентрация его не ниже 6 – 8 %, а порой 20 – 30% и несколько более, то мы имеем дело с солением.

Когда же соли берётся всего 2, 5 – 3% от массы заложенного продукта, а рассол не приготавливается заранее из воды и соли, а возникает сам из сока овощей, то тогда имеет место квашение.

Если рассол приготовляется из очень малых количеств соли (1, 5 – 2%) и в него вводится сахар, которого берётся втрое – вчетверо больше, чем соли, то есть делается 6 – 8% – ный сахарный раствор, то такую консервацию называют мочением.

От всех видов солений отличаются маринады . Здесь в качестве основного компонента раствора присутствует уксус, который сочетают в зависимости от характера продуктов то с солью, то с сахаром, то с тем и другим одновременно. (Его могут брать столько же, сколько и воды – 200 граммов).

Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат . Для этого их тщательно промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносах и сушат в защищённом от пыли месте под солнечными лучами, на воздухе или в специальных сушилках.

Солнечная сушка – это когда плоды и овощи высушивают под действием прямых солнечных лучей и горячего воздуха.

Искусственная – это сушка с помощью нагретого воздуха в специальных сушилках (горячий воздух поглощает влагу из высушиваемого сырья, отчего оно становится сухим).

Уваривание с сахаром. Большое количество сахара и незначительное количество влаги создают неблагоприятные условия для развитие микроорганизмов (варенье, повидло, джем..).

Пастеризация, стерилизация. Под воздействием высоких температур микроорганизмы также погибают или замедляют своё развитие. Нагревание до 100 градусов, при котором погибает часть микроорганизмов, называется пастеризацией . Обработка при температуре 100 градусов и выше под давлением, при котором уничтожаются почти все микроорганизмы, называет стерилизацией .

Замораживание – способ сохранения пищи впрок под действием низкой температуры.

Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.

В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования .

– Расскажите, где и как хранят плоды и овощи ваши родители, бабушки?

Общие правила замораживания следующие :

Заморозка может дать фору другим способам хранения в плане сохранения текстуры, цвета и питательной ценности продуктов.

1. Для замораживания пригодны свежие и зрелые, плотные, не деформированные продукты.

2. Овощи и фрукты перед замораживанием обязательно тщательно моют и обсушивают – если этого не сделать, вся заморозка слипнется в неаппетитный комок.

3. Большинство овощей перед заморозкой нуждается в бланшировании. Бланширование – это кратковременная варка в кипятке или на пару с последующим быстрым охлаждением. Бланширование разрушает окислительные ферменты, приводящие к появлению неприятного привкуса и потере окраски.

4. Замороженные продукты следует плотно складывать в контейнеры с крышками или в полиэтиленовые пакеты. Чем плотнее будут уложены продукты, тем меньше из них испарится влаги при хранении.

5. Контейнеры и пакеты нужно герметично упаковать.

6. Замораживать продукты желательно маленькими партиями – так, чтобы использовать одномоментно. Так, вместо огромного пакета овощей или ягод лучше сделать несколько маленьких, на один раз. Повторно замораживать вашу заморозку не стоит, это будет просто перевод продукта.

7. Температура в морозильной камере не должна превышать –18 градусов, в этом случае продукты можно хранить до года. Хранить заморозку при температуре от 0 до –8 градусов можно не более трех месяцев.

Бланшировать – это приостанавливает действие ферментов, вызывающих обесцвечивание и появление неприятных запахов при заморозке. В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих.

Заморозка овощей комплектами (на супы).

Перед заморозкой обязательно разделите продукты на порции , которые вам удобно будет использовать по отдельности.

– замораживайте продукты сразу, в день покупки, а вот размораживайте постепенно, переложив предварительно в холодильник;

– никогда не замораживайте второй раз то, что уже было разморожено;

– прикрепляйте к каждому пакетику или упаковке этикетку с названием и датой заморозки.

Горох можно заморозить, сначала его очистить от кожуры и на порции разделить.

Морковка и свекла – помыть, высушить, протереть на крупной терке и порциями сложить.

Перец болгарский – помыть, высушить, удалить ножку и семена, можно нарезать соломкой для рагу и супа, а можно целенький для фарширования.

Петрушка, укроп и остальная зелень – помыть, высушить, мелко нарубить, сложить очень плотно в пакет.

Чем плотнее укупорены продукты, тем меньше из них испаряется влаги во время хранения, тем, следовательно, реже надо будет выключать холодильник для оттаивания и тем лучше сохраняется качество продуктов.

Температура и влажность.

При длительном хранении необходимо соблюдать температуру и влажность воздуха. Температура в помещении для дозревания помидор должна быть повышена. Влажность в помещении не должна быть слишком сырой, что вызывает плесень и быструю порчу овощей и плодов, и не должно быть слишком сухим, так как влага из овощей будет постепенно переходить в воздух.

В условиях сельской местности для хранения плодов и овощей (картофель, морковь, свекла) используют подвальное помещение или специально устроенные погреба .

4.Итог урока. Заключительная часть.

Ссылка на основную публикацию
×
×