Кто делает чучело

Как называется чучело животного и мастер, который создает его

  • 29 Ноября, 2019
  • Разное
  • Диана Натекина

Охота всегда занимала важную роль в жизни общества. Практически каждый хоть раз бывал в лесу и, конечно, слушал сказки про диких животных.

Многие люди не знают, как называется чучело животного (когда делают его, увековечивают любимого питомца или сохраняют охотничий трофей). Хотя встречали где-то в музеях, ресторанах или у знакомых чучела кабанов, лисиц и оленей. Мастерство специалиста, создавшего такое чудо, порой поражает воображение. Кажется, что животное вот-вот оживет. Это пугает и привлекает одновременно. Как называются чучела животных? Специального термина для них не существует. Но для специалистов, который изготавливает чучела, он есть.

Обучение

Люди, которые делают чучела из животных, называются таксидермистами. Они проходят обучение в мастерских, какое-то время являются подмастерьями, приобретают необходимые навыки на практике. Обучение длится около года. После этого начинающий мастер может работать и самостоятельно. Существуют и курсы таксидермии при Техническом колледже в центре Москвы. Такую специальность выбирают в основном охотники и биологи.

Заказчики

Часто заказы делают охотники, которые хотят увековечить свой триумф. Им важно показать свой трофей знакомым и друзьям, поставить в доме и любоваться.

Иногда специалистов приглашают музеи. Крупные имеют свои мастеров, а небольшие провинциальные музеи обращаются в мастерские к сторонним специалистам.

Порой приходят дизайнеры интерьеров, которые оформляют загородные дома с камином или работают над интерьером ресторанов и дорогих магазинов, отелей, баров.

Иногда к таксидермистам обращаются и те, кто хочет сделать уникальный подарок. Но стоит убедиться, что такой презент порадует человека, ведь это специфическая вещь. Не каждый захочет видеть “застывшее” животное в своем доме.

История

Раньше во многих домах можно было увидеть чучела. Это считалось признаком достатка. Охотой занимались мужчины из самых разных сословий.

Слово «таксидермия» происходит от слов taxis — «упорядочивание» и derma — «кожа». История этой профессии начинается еще в древние времена. Первые чучела в России появились при Петре I, а первыми таксидермистами были крестьяне-самоучки. Каркасы были деревянными, а шкуры набивали соломой. С тех пор процесс сильно усложнился и стал более тонким.

В Советском Союзе чучела делали с использованием намотки, набивки, иногда применялся гипс и папье-маше. В Америке этот процесс был упрощен – лепили скульптуру из глины, снимали форму, заливали пенополиуретаном, так получалась фигура из пенопласта. Позже и отечественные специалисты переняли эту технологию, что значительно облегчило работу. Сейчас есть специальные фабрики, занимающиеся только изготовлением форм, которые потом отливают из пены. С ней стало намного удобнее работать.

Еще лет 20-30 назад, чтобы чучело не съедала моль, использовался мышьяк. Надо было получить разрешение из милиции. В настоящее время используются химические препараты, которые при правильном обращении безопасны для человека.

Процесс

Иногда охотники сами снимают шкуру. Специалисты просят ее засолить, чтобы хранилась лучше во время транспортировки. Если трофей можно доставить лишь через некоторое время, то следует шкуру заморозить.

Например, медведь может храниться несколько дней, но при этом обязательно нужно снять шкуру, высыпать в нее десять килограммов соли.

Летом, конечно, тушу надо везти к мастеру как можно скорее. А птицу лучше привезти замороженной. Отстреливать на чучело ее важно зимой или весной. В августе птицы линяют.

Таксидермисты работают в перчатках и стараются не порезаться.

Чучело птицы изготавливается в мастерской в течение месяца. Более крупные животные требуют больше времени и сил. Порой в сезон заказов становится больше, охотникам приходится ждать.

В мастерской производят промеры, затем отдают на фабрику выделки. Далее готовая шкура натягивается на манекен, чтобы создать по-настоящему реалистичное чучело животного, и обшивается. Как называется материал из которого делают форму, упоминалось ранее – пенополиуретан. Затем вставляются челюсть, глаза и язык. Иногда животному придают какие-то эмоции для большей выразительности. Шкура весьма эластична, подкладывается мастика.

Глаза делают из оргстекла или из пластика. Человек, который делает чучела, покупает их в США, Германии или России. Клыки часто пластиковые, так как черепа крупных животных нередко идут на трофеи вместе с зубами. Языки часто силиконовые.

Храниться чучело может долго. Необходимо лишь пылесосить его и чистить шерсть. Чучела птиц раз в год накрывают полиэтиленовым пакетом, добавив внутрь специальные химикаты, и держат так пару часов, чтобы избавиться от вредителей.

Цены и ограничения

Читателю уже наверняка интересно узнать о ценах. Ведь этот вопрос может возникнуть у любого, кто видит чучело отличного качества.

Голова кабана с открытой пастью в хорошей студии будет стоить 40-50 тысяч рублей, глухарь на дубовом медальоне – 23 тысячи, львица ручной работы, – от 350 до 650 тысяч. Страус – 230 тысяч.

Таксидермисты не могут принимать туши животных, занесенных в Красную книгу, без разрешения Госкомприроды. Животные должны быть убиты официально, а охотники должны представить соответствующие документы, иначе получат отказ в любой уважающей себя мастерской.

Неохотно берутся специалисты за домашних животных. Считается, что сложно воссоздать мимику, какие-то уникальные черты животного, и оно получается “чужим”. Да и обращаются с такой просьбой нечасто.

Конкуренция присутствует и на этом рынке. В Москве работают пять студий таксидермии. Есть и специалисты-частники, которые тоже готовы взять заказы и стараются сбить цены. Также существуют ограничения на выделку шкур: нельзя это делать в мастерской, для этого есть специальные фабрики.

Отечественная таксидермия не уступает европейской и западной. На конкурсах русские специалисты нередко занимают призовые места.

Заключение

Из этой статьи внимательный читатель узнал больше о процессе создания чучела животного, как называется профессия мастера и что стоит за всем этим. Таксидермиста можно сравнить с настоящим скульптором, который создает уникальное творение. И когда оно готово, возникает чувство, что животное вот-вот оживет.

Кто делает чучела из животных и как их называют?

  • 14 Декабря, 2018
  • Руководства
  • Екатерина Рыжкова

Как называются люди, делающие чучела животных? Где они обучаются такому мастерству? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Кто-то с восхищением заявляет, что человек, который делает чучела зверей, является художником. Ведь он может передать всю красоту животного. А кто-то с возмущением утверждает, что его ремесло – издевательство над трупами наших меньших братьев. Кто делает чучела зверей, выясним ниже.

Таксидермия

Немногие знают, кто делает чучела зверей. Таксидермия – способ создания чучел животных, базой при котором служит их шкура. Ее натягивают на некий каркас, а полость внутри заполняют наполнителем.

Нынешняя таксидермия применяет «манекены» (внутреннюю базу из пенополиуретана с анатомическим сбереганием пропорций мышц и всех частей тела).

Таксидермию в основном применяют для создания музейных экспонатов, а также для сберегания охотничьих трофеев.

Методика

Многие люди задаются вопросом: «Кто делает чучела зверей?» Для создания таких экспонатов идут мертвые (погибшие или убитые на охоте) представители фауны с самым малым числом повреждений на шкуре. Для сберегания внешнего вида шкуры ее спиртуют в 70% растворе, консервируют или замораживают.

Базой при изготовлении чучел служит деревянный или стальной каркас. При мягкой набивке нужную форму придают по мере заполнения шкуры паклей или ватой. При создании чучела с применением манекена шкуру надевают на жесткую готовую модель зверя.

Манекен является копией фигуры живности в заданной позе, которая выполнена либо путем накрутки на каркас из эластичного материала, либо из пластмассы, стальной сетки, пены монтажной, папье-маше. Нынешние манекены производят из ППУ.

Профессия

Так кто делает чучела из животных? Этих людей называют таксидермистами. Мастер по созданию чучел – весьма редкая профессия. Именно поэтому почти никто не знает, кто делает чучела животных.

В России и сегодня нет специфических учебных заведений, готовящих таксидермистов. Фактически таксидермист трудится на стыке множества специальностей. Он должен великолепно знать биологию, экологию и анатомию животных.

Также он должен быть отменным скульптором, отлично знать физико-химические качества применяемого сырья.

Ну и, конечно, человек, который делает чучела животных, обязан обладать художественным видением. Сегодня все знаменитые мастера таксидермии в профессию приходят путем передачи опыта от отца к сыну (династии) или они обычные самоучки.

Нюансы профессии

Вы когда-нибудь видели чучело животного? Как называется человек, создавший его, вы уже знаете. Таксидермия – серьезная наука. Особые навыки приходится отрабатывать не один год, выполняя кропотливую работу. Заядлые охотники с помощью таксидермии могут на долгое время оставить чучело в виде подтверждения своей охотничьей сноровки. Очень часто чучела становятся деталями разнообразных экспозиций и экспонатами музеев, о чем мы говорили выше. Они позволяют людям увидеть животное вблизи и хорошо рассмотреть его внешний облик, что сложно сделать не только в природе, но и в зоопарке.

Приступая к созданию фигуры, таксидермисты хорошо изучают строение тела зверя, что помогает им далее создавать фигуру без погрешностей.

Сегодня уже не набивают шкуру живности стружками, как это практиковалось во времена Петра I. Также не создают каркас для чучела, не обвивают его соломой и не «одевают» в шкуру. Такие способы производства чучел недолговечны, постепенно их форма может трансформироваться. Для того чтобы экспонаты стали долговечными и анатомически точными, используют скульптурную технологию.

Создание чучела состоит из таких этапов:

  • подготовки манекена;
  • подготовки шкуры к сборке;
  • сборки;
  • сушки;
  • косметической отделки изделия.

Когда манекен готов, его шлифуют и подгоняют формы. Для скульптуры применяют когти из пластика, которые отлиты по подобию реальных. Прежде чем начинать манекен обшивать шкурой, таксидермист изучает топографию – размещение шкуры на живом звере. Ведь он должен совершенно четко представлять себе типичные черты складок, рельефа поверхностного, размещения фигуры и так далее.

В этом мастеру помогает не только живая натура, но и разнообразные рисунки, пособия наглядные, фото. Многие таксидермисты утверждают, что кожный рельеф конечностей и самых выразительных зон головы безошибочно передать важнее всего.

Завершающий этап работ

Завершающим этапом работы является оформление манекена шкурой. Он в высшей степени ответственен и чрезвычайно важен, так как результат всего труда зависит от того, насколько живо и верно «сидит» шкура на манекене. У многих студий имеются свои поставщики шкур, которые их привозят со скотобоен или базаров.

Каждый таксидермист должен знать, что у живого зверя шкура плотно никогда не лежит. Она тело облегает свободно. При этом в одних местах она лежит складками или обвисает, а в других – тесно прилегает к сухожилиям и мышцам, четко обрисовывая сплетения кровеносных сосудов, суставы и весь подкожный рельеф.

Подготовка шкуры

Верно подготовленная шкура зверя проходит особую обработку мытья и процесс обезжировки, прежде чем ее начинают моделировать на манекене. Этой процедуре подвергают все подготовленные шкуры, вне зависимости от того, покрыты они пером или чешуей или имеют зашлакованный волосяной покров. Главная цель – избавиться от соли, в которой шкура была законсервирована или выделана, затем удалить жир с чешуи, волос, мездры или перьев.

Лишь при умелом обращении со шкурой можно добиться верного внешнего вида животного, правильного экстерьера чучела и динамики в позе.

Немного о косметическом этапе

После того как шкура натянута и зашита, начинается косметический этап. Таксидермист разглаживает все складки, неровности, выгоняет из-под шкуры излишний клей. После обрезаются нитки. Если это чучело лошади, то расчесывается грива, осуществляется укладка с помощью фена и расчески.

Стеклянные искусственные глаза тщательно подбирают для чучела. Они должны соответствовать животному. Необходимо точно соблюсти окраску и форму зрачка, параметры. Рукотворные глаза покупают в зоомагазинах или заказывают на фабрике глазных протезов.

Техника установки глаз весьма проста. Но главное тут не в том, чтобы верно установить орган зрения и уложить веко на место. Все искусство и трудность состоят в ином – в умении с помощью поддельных глаз оживить экспонат, придать ему живое выражение. А для этого необходимо отыскать верный угол наклона глазных яблок касательно головы, найти нужную глубину орбиты, на которой размещается глаз, не ошибиться в ширине межглазничной дистанции.

Также мастерам необходимо придать глазам именно тот разрез, который свойственен для данного вида и отличает его от иных зверей.

Для прорисовки мышц шкуру фиксируют булавками. В таких зонах она к манекену должна прилегать плотно. У любого зверя на шкуре имеются изъяны. Чтобы их скрыть, таксидермисты тщательно подбирают краску. Также они в некоторых местах добавляют шерсть, подкрашивают ее и сушат.

Что говорят мастера?

Мастера утверждают, что над чучелом лошади сложно работать, так как у этого животного шкура гладкая и тонкая. А вот у кабана или медведя шкура густая и какие-либо неточности в работе можно скрыть за счет пушистого меха.

Чучела крупных и средних животных изготавливать сложно. Ведь тут, кроме техники, нужны еще художественные способности и умение лепить. Мастера считают, что работа таксидермиста – это дать умершему зверю вторую жизнь, а не убить его повторно.

Они также говорят, что тяжелее всего и интереснее делать кошачьих. Они самые красивые и самые сложные в работе. Но жирафа создавать тоже сложно.

Создание вымерших животных

Таксидермисты утверждают, что могут также и создавать чучела вымерших животных. Так, если вы обратитесь к ним по поводу восстановления, к примеру, рогов и черепа реликтового оленя, имея лишь фрагменты этих элементов, то мастера справятся и с этим заданием.

Если же вы попросите их изготовить чучело динозавра, они слепят скульптуру этого животного, отформуют и покрасят. Если это будет мамонт, то таксидермисты, скорее всего, будут использовать шкуры домашних яков.

Журнал

Известно, что в России с 2002 по 2008 гг. выпускался специальный журнал «Таксидермия». В нем пошагово рассказывалось, как изготавливать чучела. В то время многие люди увлекались этим делом, бросали свои профессии и становились таксидермистами.

Читайте также:  Азалия гибридная

Если вы желаете освоить эту специальность, вам нужно отправиться в какой-либо близлежащий цех по созданию чучел и начать с низов, с выделки и препаровки шкуры. Эти все этапы необходимо знать.

Через полгода вы начнете понимать профессию таксидермиста. Далее все будет зависеть от вашей наблюдательности и желания создавать чучела. Через пару лет труда в таксидермической студии, вероятно, из вас получится мастер.

Таксидермист: Мы делаем не чучела, а таксидермические скульптуры

Таксидермия – что такое? Откуда берутся туши, из которых делают чучела для бессчетного числа краеведческих музеев по всей стране? Какие к ним предъявляются требования? Как обрабатываются шкуры и как их следует хранить? Где учат на художника-таксидермиста?

На эти и другие вопросы в эфире TUT.BY отвечал Александр Митянин, который с 1992 года работает художником-таксидермистом в Зоологическом музее Белорусского государственного университета.

Что такое таксидермия?

Само слово таксидермия состоит из двух слов: taxis – “движение” и dermo – “кожа, шкура” – “движение шкуры” или “двигающий шкуру”. Таксидермист – это человек, который из умершего животного делает чучело, или, если говорить о неординарных экспонатах, изготовленных при помощи современных методик, правильнее будет называть это таксидермической скульптурой.

Какой бывает таксидермия? Какие виды таксидермии существуют?

Официального разделения на виды, пожалуй, нет. Однако можно выделить художественную таксидермию, то есть, единичные образцы, создаваемые очень высококвалифицированными людьми. Они представляют собой экспонаты, которые можно выставлять на различных выставках и которые являются целостным художественным произведением. Там имеет место не только сама фигура животного, но и художественное оформление вокруг: бутафорская работа и сама подставка, на которой все это стоит. Недаром проходят и российские, и международные, и европейские чемпионаты по таксидермии, где выставляются изделия из разных стран, обычно из ведущих таксидермических объединений. Там получают призы, медали за высокое качество выполнения чучела.

Также есть прикладная таксидермия, которая служит разным целям. В основном, это чучела, которые выставляются в различных музеях – краеведческих, зоологических, тематических. Так, в Санкт-Петербурге, кроме зоологического, есть музей Арктики и Антарктики, где представлено множество чучел, которые призваны иллюстрировать тематику.

Кроме того, есть таксидермия для утилитарных целей, то есть для создания охотничьих трофеев.

То есть это коммерческая таксидермия?

Да. Можно и так сказать. Как говорил Виктор Фенчук, директор организации “Ахова птушак Бацькаўшчыны”, можно даже в интернете или в охотничьих журналах найти ссылку или рекламу некоторых таксидермических фирм, которые зарабатывают таким образом и делают чучела для обычных граждан, охотников. Не знаю, для каких целей люди заказывают чучела, но, тем не менее, спрос есть. Это рождает предложение коммерческой таксидермии, к которой я лично отношусь не очень положительно.

А самого себя вы относите к художникам-таксидермистам? Или, правильнее сказать, – скульпторам?

Я работаю для зоологического музея БГУ. Кстати, это единственный музей в республике, где в таком объеме широко и полно представлена мировая фауна, в отличие от краеведческих музеев и практически всех остальных музеев нашей страны, где представлены только звери, птицы, рыбы и все классы позвоночных животных только нашей страны.

К каждому чучелу применяется индивидуальный подход: оно создается всегда в единственном экземпляре, исходя из того, где оно должно экспонироваться и какие задачи несет его экспозиция. Это могут быть либо какие-то экологические аспекты воспитания, либо просто показ внешнего облика, разнообразия, каких-то приспособительных особенностей этого животного в среде его обитания. Приходится заниматься штучной работой, которая не повторяется.
Коммерческая таксидермия, как правило, имеет ряд разработанных шаблонных вариантов, которые даже технически уже давно освоены и поставлены на поток. В России, в ведущих таксидермических студиях люди закупают готовые болванки или заготовки, на которые просто надевают шкуру, вставляют фабричным способом изготовленные глаза. Это все моделируется, и получается, скажем, 325-ый вариант одного и того же чучела. Но тут уже речь идет больше о чучеле, чем о скульптуре.

Делаете ли вы какие-то таксидермические скульптуры для души?

То есть работу от личной жизни вы отделяете?

Абсолютно отделяю, причем ни у кого из моих знакомых таксидермистов и у меня, в частности, дома никаких чучел нет. Они не висят на стенах, не стоят в комнатах.

Я считаю, что чучело должно выставляться в музее, выполнять сугубо образовательные цели, эстетически и экологически воспитывать.

Давайте посмотрим на чучела, которые стоят сейчас в зоологическом музее Белорусского государственного университета.

Щука. Крупный экземпляр, весом пятнадцать килограмм. Для музея всегда выгодно, чтобы экспонаты выигрышно смотрелись.

Какое чучело сложнее сделать – крупную рыбу или птицу, животное?

Для разных классов и видов животных существуют разные методики, поэтому трудно сказать о том, какое чучело сложнее в исполнении. Бывают сложные методики, особенно если речь идет о млекопитающих. Существуют виды безволосых млекопитающих – например, обезьяны, у которых на лице нет волос. Естественно, существует своя методика сохранения кожи лица, очень сложная и длительная, занимающая несколько месяцев только для того, чтобы изготовить лицевую часть.

Современный принцип производства чучел далек от методик позапрошлого века, когда шкуру набивали соломой или ватой. Уже в XIX веке знаменитый американский таксидермист и зоолог Карл Эккли внедрил метод скульптурной таксидермии. В Советском Союзе, начиная с 50-ых годов, в зоологическом музее Санкт-Петербурга очень активно его развивал Михаил Заславский, тоже очень известный таксидермист.

В чем состоит суть методики?

Создается скульптура в естественную величину из глины или пластилина, с полной проработкой всех деталей строения, с вылепленной мускулатурой. Потом с этой скульптуры снимаются слепки. Раньше полученную форму выклеивали изнутри папье-маше, а затем уже собирался сам манекен, полый, легкий и долговечный. Сейчас форму заполняют двухкомпонентными смесями типа пенополиуретановых, и в результате получается скульптура из легкого, прочного, не повреждающегося никакими насекомыми или бактериями материала, на которую впоследствии надевается шкура. Это скульптурный метод, который используется для всех групп животных – и рыб, и птиц, и млекопитающих.

Давайте еще посмотрим фотографии из зоологического музея.

Это южно-американский грызун агути. Из рептилий – шипохвост. И опять же – голова щуки со вставленными искусственными глазками. Морской окунь. А вот пример того, о чем я говорил – человекообразная обезьяна – шимпанзе. У нее на лицевой части нет волос, поэтому здесь использовались очень сложные методики. Сурикат – известный нам по мультику Тимон. Шакал в динамичной позе – позе угрозы, оскалившийся.

Как вы передаете мимику животных?

Созданию чучела предшествует длительный подготовительный этап проработки литературы. В работе используется множество фотографий, рисунков, такой специфической литературы, как анатомические атласы специально для художников. Все это необходимо для того, чтобы чучело не было чучелом в плохом смысле этого слова.

Откуда берутся туши животных, из которых потом, собственно, и создаются эти самые чучела?

Источников несколько. Если создается чучело животного местной фауны, то в этом случае материал, в основном, поставляется охотниками, причем, не всегда по заказу. Бывают и случайные выстрелы. Человек, может, и не хотел, но добыл таким образом то, что было нужно нам и не нужно ему.

А откуда он узнает, что нужно вам? Приходит, спрашивает, предлагает?

Наш музей находится при биологическом факультете, круг общения, как правило, оказывается очень широким. Мы знаем многих охотников, многие охотники знают нас. Музей знаком и с руководством Белорусского общества охотников и рыболовов. Мы знаем также и других таксидермистов. Наш выпускник, например, возглавляет Минский зоопарк, что также немаловажно.

Наш музей – это музей мировой фауны, практически вся местная фауна была собрана у нас уже очень давно. Музей существует с 1921 года, поэтому нам трудно удивить чем-то своим, а вот поступление экзотических животных, в основном, происходит за счет тех, кто погибает в Минском зоопарке. Когда в столичном зоопарке еще не было такой хорошей коллекции животных, поставкой занимался Гродненский зоопарк.

Иногда люди приносят уже готовые чучела, привезенные из различных поездок. Хотя здесь есть один немаловажный фактор: спрос рождает предложение, и этот спрос необходимо каким-то образом ограничивать для того, чтобы отдельные виды не подвергались уничтожению. Для этого существуют таможенные ограничения, поэтому некоторые экзотические животные в своих странах запрещены к вывозу в виде чучел и трофеев. Естественно, туристы, которые едут в эту страну, не будут покупать чучело, так как не смогут привезти его домой. Таким образом ограничивается отстрел этих животных там, где они нуждаются в защите и охране.

Какие требования предъявляются к тушкам, которые используются для чучел?

Экспонат будет изготовлен тем лучше, чем лучше будет исходное состояние тушки. Поэтому если животное добыто или найдено погибшим, то первое, что нужно сделать, – это сразу же подвергнуть его глубокой заморозке и не размораживать в дальнейшем вплоть до начала момента съема шкурки, так как при размораживании, оттаивании может произойти выпадение волоса и пера. Также при длительном хранении незамороженного объекта начинаются процессы подгнивания, когда волос в основании становится тонким, хрупким и выпадает. Свежий материал всегда предпочтительнее, с ним легче работать, свежая кожа более эластична.

Затем шкурка проходит обработку химреактивами, после чего волос уже фиксируется и линька не происходит. Можно работать с этой шкуркой дальше.

Давайте досмотрим фотографии.

Хамелеон, рептилия. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся после того, как уже изготовлено чучело, обязательно должны быть раскрашены, потому что естественная окраска всегда теряется.

Вот птицы. Стервятник разбивает камнем яйцо. А вот динамичная сцена – поединок двух мангустов, драка. Лемуры, павиан. А здесь диарамма: животные показываются группой, искусственно смакетированые в естественной среде их обитания. Примером такой биогруппы можно назвать колонию бобров.

Где учатся такому ремеслу?

Специализированных мест для обучения не существует. В СССР люди, работавшие в музеях, создавали такие крупные студии. Есть мастера действительно высочайшего класса – Владимир Сухарев из Санкт-Петербурга, Александр Соколов из Москвы. У них есть свои студии, где работает большой штат сотрудников, каждый по своему профилю.

Таксидермисты: ремесло и бизнес

Кто такие – таксидермисты? По-другому и не совсем лицеприятно их называют – чучельники (слово таксидермист состоит из двух греческих корней: taxis — устройство, derma — шкура).

В советское врмя чучела животных можно было встретить только в музеях – краеведческих и зоологических. В те времена считалось, что украшать чучелами что-то, кроме музея и зачем-то, кроме строго научно-познавательных целей – это буржуазно, старомодно и не совсем прилично.

Прошли времена и оказалось, что на Западе ремесло и бизнес таксидермистов – это очень процетающая и весьма дорогостоящая фишка, а традиции ремесла передаются из поколения в поколение. (По словам специалистов, на Западе таксидермия со всеми её отраслевыми направлениями поставлена на “производственный конвейер”).

Сейчас в России и странах СНГ этот тренд возрождается, однако, поскольку рост благосостояния, а значит и потребления у нас всё ещё не “дорос” до западного уровня, возрождение тренда, отрасли идёт не так быстро, как бы этого кому-то хотелось.

Кому нужны чучела животных сегодня?

Как и сотни лет назад круг потребителей этого редкого, дорогого и изысканного товара невелик, зато весьма платёжеспособен. Чучела животных (или по-другому – охотничьи трофеи) популярны, в первую очередь, в среде охотников и охотничьих клубов, а это – люди и организации – не бедные.

Чучела животных (трофеи) – одна из самых дорогих позиций так называемой “сувенирки”, их чаще всего покупают в подарок, к юбилею, к открытию того или иного заведения.

Можно сделать вывод: чучела – это предмет роскоши. Некоторые знатоки и фанаты дела отмечают также, что потребители этого редкого товара рассматривают чучело зверя (охотничий трофей) как своеобразный мистический символ, как талисман, приносящий удачу. Ну а люди, верящие в мистическую силу талисманов, как правило, на талисманы денег не жалеют.

Второй по величине сегмент потребительского рынка – дизайнеры, архитекторы, а также их богатые клиенты – люди, которые строят свои загородные особняки, переделывают интерьеры своих квартир по классу “люкс”. Не остаются в стороне и хозяева дорогой нежилой недвижимости – охотничьими трофеями украшают интерьеры офисов, ресторанов, клубов.

Итак, в силу сложившихся обстоятельств, в России на сегодняшний день в отрасли таксидермии наблюдается резкий дефицит квалифицированных специалистов (называют цифру – не более 100 человек во всей стране!).

Вести бизнес крайне трудно, так как комплектующие отечественного производства отсутствуют полностью и всё приходится закупать зарубежом.

Самые популярные трофеи

Традиционно, самыми популярными трофеями у отечественного заказчика 9как частного, так и корпоративного) являются следующие трофеи: чучела оленя, кабана, косули, фазана, совы, глухаря, утки, щуки, окуня и судака.

Отдельная статья дохода – редкие заказы на реставрацию уже существующих чучел, нередко предметов музейного значения. К таким относятся, например, чучел животных, сделанных ещё в XVIII столетии. Кстати, трофей, изготовленный по всем правилам может сохраняться при комнатной температуре от 150 до 200 лет!

Немного цифр, которые согласились раскрыть игроки

Бизнес таксидермистов достаточно закрыт, чучела изготавливаются “под заказчика”, сведения о конкретных цифрах из такой индустрии просачиваются крайне слабо. И всё-таки кое-какую информацию узнать оказалось возможным.

Одно чучело изготовляется от 3–5 дней до полугода.

На старте бизнеса, по подсчётам немногочисленных игроков, нужно вложить от 30 до 50 тысяч долларов, а сам бизнес окупается (при условии удачного стечения обстоятельств) в течение срока от двух до пяти лет.

Кто может стать таксидермистом?

Человек, который хочет зарабатывать себе имя и деньги ремеслом таксидермиста должен обладать некоторым обязательнм набором талантов, знаний и навыков.

Читайте также:  Как выглядит медный купорос

Во-первых, чучельщик обязан обладать познаниями в области анатомии, зоологии, ветеринарии, экологии и химии.

Кроме того, чучельщик должен иметь образование (или талант) скульптора. Ему просто необходимо разбираться в пространственных соотношениях размеров и форм.

Чучельщику помимо прочего желательно владеть техникой анималистического рисунка, чтобы продумывать позы, повороты головы, и даже – положение ушей зверя, которые будут красноречиво говорить о его повадках, характере.

Студия таксидермиста: особенности ремесла

Таксидермическая мастерская сегодня – это студия скульптора. В первую очередь таксидермист изготавливает мини-скульптурки из пластилина – тренируется. Затем по образу и подобию самой удачной пластилиновой скульптуры изготавливаются манекены-скульптуры из пенопласта – того размера, который нужен. А уже только затем на пенопластовые манекены – надеваются настоящие шкуры. Шкуры выделываются отдельно в специальном цехе. Надетые на манекен, они подкрашиваются вручную и в конце – -устанавливаются на специальный постамент – подиум.

Глаза для будущих охотничьих трофеев вытачиваются из плексигласа.

Самое важная часть процесса изготовления чучела – правильнаяя насадка шкуры на манекен.

Кстати, именно с появлением этого самого – манекена, состоявшимся в середине 20 века в США, таксидермия совершила качественный скачок в развитии и совсем перестала быть тем, чем она была, скажем, в веке девятнадцатом. Поэтому теперь никто не “набивает чучела” ни опилками, ни ватой, а значит и банальными “чучельниками” называть таксидермистов уже нельзя. Ну а с амое главное, с появлением манекенов таксидермия перестала быть ремеслом медленно работающих надомников-чудаков, а стала целой гламурной отраслью, бизнесом поставленным на поток.

Ведь не ссекрет, что на Западе многие любители домашних животных заказывают чучела своих питомцев после их кончины. (В России кстати этот тренд, по единодушному мнению всех игроков, не прижился и не приживётся).

Именно ответом на такие массовые заказы “сделать чучело любимого существа” и стал прорыв в технологии таксидермии.

Чем с удовольствием и пользуются те, кто работает по старинке – над заказами охотничьих трофеев.

Почему таксидермисты не делают чучела домашних животных

Таксидермия: между искусством, чудом и ремеслом

24.01.2019 в 07:26, просмотров: 2064

Таксидермия – это не про такси. Это про чучела из шкурок животных. Явление в Кузбассе настолько редкое, что профессиональных чучельников во всем регионе можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из них – призер чемпионата России Василий Казаков – незадолго до нового года вернулся из Литвы, где находился по приглашению чемпиона мира и Европы Кястуса Бибартаса. Кемеровский мастер рассказал о том, зачем, как и для кого делаются чучела, как далеко шагнула от пыльных музейных волков современная таксидермия и почему в Кузбассе никто не делает чучела домашних питомцев.

В защиту таксидермиста

Кто-то при одном слове «чучело» брезгливо фыркает и называет таксидермистов живодерами и патологоанатомами. В этот момент в Кузбассе расстраивается как минимум один таксидермист. «Мы ж ни в чем не виноваты, – с улыбкой признается Василий Казаков. – Никто не убивает животных ради чучела. Это, как правило, охотничьи трофеи или умершие в цирках и зоопарках звери. Нет в нашем деле ничего постыдного и шокирующего».

У многих неприятие этой работы связано с мыслью о том, что таксидермисты только и делают, что потрошат трупы животных. Но и это не совсем так. Бывает, иногда мастера просят своих клиентов не трогать головы и лапки животных, нести прямо с ними, потому что редкий охотник и уж тем более человек, в этом деле несведущий, сможет грамотно их обработать, не повредив. Но, как правило, таксидермисты работают с заранее снятыми шкурами, выделывают их, солят, проводят химическую обработку, чтобы они не имели запаха и не «сыпались», а потом натягивают на специальные формы и придают им не только реалистичный, но и завершенный художественный образ.

Мотают на ус… лапу и все тело

Еще одно заблуждение: многие считают, что чучела животных чем-то набивают, как мягкие игрушки. «Мне порой задают такие вопросы – а чего вы в медведя запихали, что он так красиво стоит», – признается Василий. Раньше это мнение было довольно близко к истине. Правда, чучела не набивали, а мотали. На проволочный каркас наматывали стружку. И вот тут есть момент непростой для неподготовленной психики: чтобы поза животного была максимально естественной, мастер сохранял его тушку в холодильнике, а во время работы доставал и всячески крутил перед собой – сгибал лапки в соответствии с выбранной позой и смотрел, как будет реагировать на это скелет и весь мышечный каркас, ведь в момент поворота животного где-то появляются складочки, где-то увеличиваются или уменьшаются объемы. Все это надо измерить и учесть. И не дай бог ошибиться хотя бы на сантиметр. Насмарку может пойти вся кропотливая работа, и в результате от реалистичности и эстетики творения останется лишь уродливое чучело.

В конце 90-х годов в отечественной таксидермии все поменялось, и она перешла на новый этап развития. Теперь шкурки натягивают не на стружку и солому, а на манекены, которые отливаются по форме из специальной пены. Чтобы животное выглядело не «как на паспорт», ему нужно придать динамическую позу. Для этого манекен режется по суставам и складывается, как нужно мастеру.

Часть манекенов кемеровские таксидермисты отливают сами, а формы животных, которых приходится делать нечасто, заказывают в Москве и Санкт-Петербурге. «К примеру, однажды в новокузнецком зоопарке умер кенгуру, а в кемеровском передвижном зоопарке – лев, – рассказал Василий Казаков. – Их привезли к нам. Дикобраз вот у нас лежит сейчас, ждет своего часа. Африка и Австралия к нам попадает редко, поэтому занимать место в мастерской такими манекенами нет смысла».

Сам по себе манекен – зрелище, скажем прямо, страшноватое. Напоминает тушку животного с мышечными рельефами, скользкую и весьма неприглядную. Но зато потом, когда на него натянут шкурку, животное получится максимально реалистичным. Для оживления чучела у таксидермистов есть свои фишки. К примеру, нос живого зверя мокрый, а значит, он должен блестеть. Для придания этого блеска в краску добавляются специальные вещества. Даже глаза животных сохраняют светоотражающий эффект.

«Особенно сложно добиться естественного блеска и окраса при изготовлении чучел рыб, – рассказал наш собеседник.

– Для этого используется полупрозрачная краска-аэрограф с металлическим блеском. Иначе рыба будет выглядеть, как пластиковая игрушка.

Любопытно, что степень этой реалистичности оценивается не только клиентом и зрителем в категориях «верю/не верю» или «нравится/не нравится», но и международным жюри на самых настоящих таксидермических чемпионатах России, Европы и даже мира.

Зависшие во времени

Ощущения на таких чемпионатах можно испытать, мягко говоря, необычные. Как будто жизнь шла своим чередом, но в какой-то момент время остановилось, как в фильме. А зрители вне законов этого времени могут ходить и смотреть на замерших животных, которые через мгновение снова оживут. Кажется, стоит моргнуть – и кабан, подкинувший волка на своих клыках, продолжит борьбу с хищником. Рысь замерла в прыжке, зацепив когтем вспорхнувшего глухаря, а гепард завис в полете над антилопой. А вот два волка набросились на лося – жертва испуганно отстранилась, а хищники вполоборота приготовились к прыжку, одна секунда – и все будет кончено. Время для этих животных остановилось навсегда. Но если зритель забывает об этом, если верит в ее продолжение, переживает целый спектр эмоций и дорисовывает в своем воображении эти картинки, а не шарахается неприязненно от чучел, как от мертвых тел, значит, мастер все сделал правильно.

А вот судьи подходят к оценкам таксидермических работ не с эмоциональной, а с практической точки зрения. Они оценивают не столько уровень художественного воплощения замысла, а то, насколько добротно и качественно сделано само чучело: смотрят обработку шкурки, точность анатомического соответствия. Иногда судьи даже проверяют наличие у животного половых органов и прощупывают каждый пальчик. Вот и получается, что таксидермист одновременно и художник, и ремесленник, и биолог-анатом.

Василий Казаков сегодня – единственный делегат от Кузбасса, участвующий во всероссийских чемпионатах по таксидермии. В 2016 году он стал призером, а в 2017 – чемпионом и призером России в двух номинациях.

Соболь, с которым Василий Казаков участвовал в чемпионате, был подарен космонавту Алексею Леонову, у которого, к слову сказать, собрана целая таксидермическая коллекция. Изделия кемеровских мастеров в качестве статусных подарков разъезжаются не только по Кузбассу и стране, но и далеко за ее пределы – в Италию, Грецию и даже Ватикан.

От мастера к ученику

Так что мастера-таксидермисты в Кузбассе есть. Но, что удивительно, профессии такой официально в нашей стране не существует, более того, этому искусству нигде не учат. Причем не только в Кузбассе, но и в России в целом. Поэтому таксидермисты в основном самоучки. Кто очень хочет, тот всегда найдет и нужные книги, и журналы, и информацию в интернете. А кому везет больше, находят своего мастера. Для Василия Казакова им стал Николай Белоусов, который и завез в 80-х годах таксидермию в наш регион из Алма-Аты. Будучи еще школьником, Николай Ильич попал в таксидермическую мастерскую при Казахском государственном университете к известному мастеру-таксидермисту Эвольду Радионову, который и научил его основам и некоторым секретам таксидермии. Затем Николай Белоусов поступил на биофак в КемГУ и начал делать чучела для кафедры зоологии. Когда их стало неприлично много, родилась идея создать музей, а потом было выделено помещение под первую в Кузбассе таксидермическую мастерскую. Долгое время Николай Ильич вел музейное дело и приобщал студентов к таинству оживления животных и птиц. Мастер мог на занятии собрать птичку с нуля, комментируя процесс. Многие студенты – биологи тогда часами пропадали в мастерской с таксидермистами, в том числе и наш герой, который в 2008 году поступил на биологический факультет КемГУ. А уже через год полноценно включился в работу мастерской. Правда, делом жизни таксидермия для Василия Казакова стала не сразу – после окончания университета он успел отслужить по контракту в отряде специального назначения «Кузбасс», побывать в горячих точках, попробовать себя в рукопашном бое и ММА. Но неожиданно для себя и близких нашел свое предназначение в работе с чучелами животных.

Тем временем мастерская КемГУ перестала быть нужной университету. Работники мастерской долго не горевали, переехали за город и открыли собственную художественную таксидермическую мастерскую «Медведь», сохранив контакты с музеями области и охотниками. Сейчас их трое. Учитель Николай Белоусов занимается изготовлением чучел птиц и рыб. В зоне ответственности мастера Василия Казакова – млекопитающие. Недавно у мастеров появился помощник Александр Калиночкин. «Александр в свое время пришел в музей на экскурсию, – рассказал Василий, – и заинтересовался. Начинал под нашим руководством с азов – обработки шкур, отливки манекенов. Теперь он может собирать чучела. Мы вместе растем и стараемся повышать свой уровень, ездим по семинарам, которые проходят на чемпионатах. Это единственный шанс в нашем деле получить свежую информацию о новых материалах, методах работы и т.д. В 2017 году на одном из таких чемпионатов я познакомился с литовским мастером, чемпионом мира и Европы Кястусом Бибартасом. Он посмотрел мои работы и пригласил к себе в гости, поучиться. На протяжении двух недель мы работали вместе в одной мастерской. Я делал чучела, а он оценивал, советовал, как можно сделать лучше».

Желание клиента не всегда закон

«Чаще всего нам заказывают лис, барсуков и медведей, – рассказал наш собеседник. – Птиц много делаем – глухарей, уток, тетеревов. А вот волка всего выбили, есть только проходящий».

Изготовление таксидермического изделия – процесс длительный и довольно дорогой. Выделка шкуры занимает около месяца, несколько дней уходит на сборку чучела и около двух недель – на его сушку. По стоимости самая дешевая птичка обойдется заказчику в четыре тысячи рублей, рыбы в среднем стоят от десяти тысяч, а медведь в полный рост – от 60 тысяч рублей и выше.

Таксидермист как художник может предложить сюжет композиции, но последнее слово по позе и эмоции животного всегда остается за заказчиком. «Иногда приходит человек, смотрит на спокойного медведя с раскрытой пастью и высказывает недовольство от излишней лояльности свирепого хищника. Мы отбираем фото, видео, считываем животную мимику и делаем из лояльного мишки медведя-агрессора», – рассказал мастер.

А вот изготовление чучел домашних животных для таксидермистов, кемеровских в том числе, – табу. «Периодически поступают звонки от людей, которые хотят сделать чучело из своего домашнего любимца, – признался Василий. – Некоторые подыскивают мастера заблаговременно, еще до смерти стареющего животного. Но мы считаем это негуманным, ведь домашние животные – это почти члены семьи. Да и воссоздать ту эмоцию, которую знает и помнит хозяин, невозможно».

Кузбасские таксидермисты – сторонники натурализма, пробующие себя в области таксидермического арта – росписи по черепам. Ждут своего часа необычные скелетные композиции и даже образцы сложнейшего совмещения чучел с коваными изделиями. А значит, перспективы развития и реалистичного, и авторского, и спортивного направления в кузбасской таксидермии весьма велики.

Профессия таксидермиста: из кого нельзя сделать чучело и почему у Петра I такая некрасивая лошадь

Таксидермист — профессия редкая, он занимается изготовлением чучел животных. Даже в знаменитом Дарвиновском музее работают всего два таких специалиста. «Мосгортур» узнал у них, где можно увидеть лошадь Петра I, что такое арт-таксидермия и как самому сделать чучело.

Об этом и многом другом «Мосгортуру» рассказала одна из таксидермистов Дарвиновского музея Валентина Кубанина.

Читайте также:  Как сделать свинку

Как давно существует профессия таксидермиста?

— В России эта профессия появилась около 120-130 лет назад, когда открылись первые таксидермические мастерские в Москве. Самую известную из них основал Федор Карлович Лоренс.

После его смерти мастерской стал заведовать первый директор Дарвиновского музея Александр Федорович Котс. Мы до сих пор получаем на реставрацию чучела, которые были сделаны более 100 лет назад — как раз в первых московских мастерских. Можно сказать, что наш музей практически стоял у истоков — в этом году ему исполнилось 111 лет.

Валентина Николаевна Кубанина, таксидермист Дарвиновского музея / ©Антон Усанов

Если говорить о таксидермии как о способе обработки шкур, то она появилась еще в каменном веке. Как только похолодало на Земле и человечеству потребовались шкуры, тогда и началась таксидермия.

Для кого изначально изготавливались чучела?

— Таксидермия — и тогда, и сейчас — это отрасль, которая обслуживает охотников и музейные коллекции. Охота сама по себе очень богатое в эмоциональном плане событие, и для заказчика чучело или рога добытого им животного — овеществленный символ его переживаний на охоте и сохранение памяти.

Каким был первый экспонат, сделанный в России?

— Первые экспонаты, сделанные в России, — это любимая лошадь и собака Петра I. Они находятся в Зоологическом музее РАН в Санкт-Петербурге. Сделаны они ужасно: просто шкура, набитая соломой, но по факту это лошадь и собака самого Петра I.

Где обучаются профессии?

— Несколько лет назад пытались сделать платный спецкурс в одном из колледжей Москвы, но его быстро закрыли. В перечне профессий таксидермист есть, даже требования к категории существуют, а вот учиться негде.

Инструменты / ©Антон Усанов

Обучение происходит непосредственно в мастерских: сначала работают в качестве подмастерья, а уже потом, набравшись опыта, становятся специалистами. Это, может быть, одна из последних профессий, когда навыки передаются от мастера к ученику.

Из каких профессий приходят в таксидермисты?

— Из любых. Я думаю, это ни от чего не зависит, нет никакой предрасположенности. Возможно, интерес к животным в целом. В таксидермии много вещей, которые человеку, воспитанному в стерильной городской среде, в состоянии чистоплюйства, может показаться неприятным и даже безобразным — это же надо шкуру снимать, а под ней у животных, извините, и паразиты могут быть, и прочее. Человек брезгливый не сможет стать таксидермистом, а уж кто он по образованию — не имеет никакого значения.

Какими качествами должен обладать специалист?

— Есть такое выражение «умные руки». Бывают люди, которых сколько ни учи, у них все равно ничего не получится. А есть люди, которых даже учить не надо. Только увидев какой-то недочет, они могут сразу понять, как его исправить. И порой даже не понимают, как у них это получилось, просто потому что такие руки — это главное качество, которое позволит человеку быть хорошим таксидермистом.

Чучело варана / ©Антон Усанов

Для работы в этой профессии, конечно, надо иметь воображение, быть немного художником и скульптором, но сейчас технологии настолько развиты, что можно даже не обладать всеми этими навыками, а использовать покупные манекены и материалы и делать очень качественные таксидермические вещи.

Как вы поняли, что хотите стать таксидермистом?

— Это случайность. Я училась в Гомельском государственном университете (Белоруссия), и там был кружок таксидермии. После того как я прозанималась в этом кружке год, мне предложили остаться на кафедре и развивать учебный музей. Но я отказалась, потому что вышла замуж и уже планировала переезд на Дальний Восток.

Однако мысль, что я могу работать таксидермистом, осталась. Я работала в разных местах, в том числе в Музее института рыбного хозяйства и океанографии на Дальнем Востоке.

Потом, опять же, в силу семейных обстоятельств, я переехала в Москву и пришла в Дарвиновский музей устраиваться научным сотрудником. Но когда выяснилось, что у меня есть опыт работы таксидермистом, мне предложили занять эту должность, потому что на тот момент в музее с такими специалистами было сложно. Я согласилась, и вот уже 10 лет работаю в Дарвиновском музее.

Как реагируют люди, когда узнают, кем вы работаете?

— Чаще всего реакция стандартная — изумление. Потому что это очень редкая профессия. Когда узнают, что я таксидермист, как правило, говорят: «Как?! И Вы можете сделать чучело?!» Я говорю: «Да! Могу сделать чучело». «И что, если вам дать птичку, вы из нее можете сделать чучело?». Я говорю: «Да, представьте, так бывает».

Реставрация индюка / ©Антон Усанов

Что входит в ваши обязанности?

— Изготовление чучел и реставрация. Еще иногда мы делаем муляжи.

Как делается чучело?

— К нам поступает умершее животное, с него снимается шкура. Дальше она обрабатывается химикатами для того, чтобы не гнила, а шерсть или перья сохранились на месте. Потом шкура надевается на тело — приклеивается или нет, зависит от конкретного экспоната. Далее все это ставится в естественную позу.

Самые распространенные способы изготовления тела: намоткой или мягкой набивкой (в этом случае используется стружка, пакля и вата) и скульптурный метод — он более сложный, так как требует от таксидермиста художественного мастерства. Раньше твердые манекены выклеивали из папье-маше, сейчас чаще используют пенополиуретан.

Здесь есть две технологии: формовка (делается скульптура по размерам животного, затем готовое тело формуется и выклеивается папье-маше или отливается из пенополиуретана) или мастер вырезает манекен непосредственно из куска пенопласта.
Твердый манекен позволяет наиболее точно передать анатомию животного, особенно если оно представлено в движении — так чучела выглядят более реалистично. В наше время можно встретить таксидермистов, которые до сих пор применяют в своей работе технологии как прошлого века, так и современные методы.

Часто используются смешанные техники, например, при изготовлении чучела птицы тело делается из пенополиуретана, а крылья и ноги намоткой с использованием мягких материалов. Мягкий материал наматывают на основу, например, на проволочный каркас и косточки крыльев и ног. Мясо с костей полностью вычищают и мягкий материал как раз позволяет восстановить мышечную массу.

Проволочный каркас позволяет соединить крылья и ноги с твердой тушкой, сложить крылья и поставить ноги в придуманную таксидермистом позу, а также закрепить чучело к подставке. Также намоткой изготавливают шею, чтобы при постановке чучела можно было изогнуть ее в нужное положение.

Голову делают по-разному: кто-то вычищает, обрабатывает череп, а затем заполняет пенополиуретаном или другим искусственным материалом, чтобы закрепить внутри черепа проволоку, кто-то делает полностью искусственную голову. Глаза — стеклянные, подходящие по цвету и размеру.

Как развивалась технология изготовления?

— Раньше шкуры коптили над костром, когда еще не применялась соль. Сейчас мы не коптим, а работаем с химикатами, но выделка — это выделка, она осталась той же. А вот изготовление манекена сильно изменилось, оно стало намного проще, его можно даже купить.

Когда я работала таксидермистом во Владивостоке, у нас было несколько толстых папок, куда мы складывали все фотографии и изображения, которые вырезали из журналов и книг. Чтобы найти фотографию нужного животного, надо было провести в библиотеке неделю — найти все позы, потом сфотографировать, если надо, сделать проекцию на стену, чтобы воссоздать нужный масштаб. Сейчас интернет дает любые фотографии и видео.

Сколько времени уходит на изготовление чучела?

— Это зависит в том числе от размеров, сколько времени займет сделать тело, на которое потом наденется шкура. Например, бурозубка (мышь-землеройка. — Прим. ред.) делается за один день, а если животное большое, то работа над ним может занять несколько месяцев.

Бурозбука (мышь-землеройка) / ©Антон Усанов

У нас очень много подготовительной работы — со шкурой, манекеном, надо проволочку наточить, выбрать подставку, позу, просмотреть фотографии и так далее. А потом наступает момент, когда все это надо собирать.

Готовиться можно и размеренно. Лежит замороженное тело, например птицы, и ты можешь спокойно раскрашивать клюв, подбирать, применять. А собирать надо быстро, и уже на этом этапе мобилизуешься. Шкура засыхает за два-три дня. Поэтому, если, например, сегодня ты собрал, то на следующий день еще можешь подправить что-то, а потом уже нет.

Откуда поступают «материалы» для работы?

— У нас есть договор с Московским зоопарком на передачу дериватов (части животных. — Прим. ред.). Эта договоренность существует у нас уже около 100 лет.

Если у музея есть необходимость в приобретении такого экспоната, после прохождения всех ветеринарных освидетельствований животное передается нам. Одно из таких недавних поступлений — шаровидный броненосец. До этого у нас не было такого вида, а теперь есть.

Чучело шаровидного броненосца / ©Антон Усанов

Также наших сотрудников приглашают в научные экспедиции, где добываются животные, которые необходимы для исследований, часть этого материала поступает к нам в музей. Было время, когда таксидермия работала главным образом для формирования коллекций главных музеев мира. Добычи животных ради пополнения фондов сейчас не существует, это осталось в XVIII-XIX веках.

Есть животные, из которых нельзя сделать чучело?

— Да, из кальмара нельзя сделать чучело, из улитки. То есть если нет шерсти, перьев или чешуи, чучело сделать невозможно.

Приносите работу домой?

— Это зависит от работы. Бывает, очень сильно погружаешься и все время про это думаешь. Например, я как-то все выходные ездила по рынкам и искала зубы для глубоководного удильщика. У него такие загнутые страшные зубы. Я ходила по рядам и заглядывала каждой рыбе в рот. Продавцы предлагали мне помощь, спрашивали, что я ищу.

А я же не могу сказать, что мне нужна рыба с кривыми страшными зубами, чтобы потом их вырезать и вставить в моего глубоководного удильщика. Два дня я ходила по рынкам, но так и не нашла подходящие зубы, пришлось делать их вручную.

Что скажете о профессиональной деформации?

— Деформация происходит. Мы иначе смотрим на животных — не просто, какое оно красивое, милое, пушистое. Например, мы приходим с моим другом таксидермистом в зоопарк, он говорит: «Смотри, видишь, между пальцами мех у лисы, а те сделали не так, неправильно заправили».

Я говорю: «Точно». А потом говорит: «Видишь, у слона Церетели лишний сустав на ноге». Это совсем другой взгляд на животных. Например, сидит голубь на подоконнике, я смотрю на него и думаю: «Так, а глаза насколько у него выступают относительно бровей, а вот в этом месте надо будет по-другому сделать».

Комичный случай из моей жизни: я работала на Сахалине в экспедиции, все знали, что у меня есть таксидермические навыки, попросили помочь. Вызывают меня и говорят, что с пойманных сахалинских полевок надо снять шкуры. А я же женщина — я боюсь мышей. А полевки, раздавленные мышеловкой, это просто ужас! Меня спрашивают: «А что делать?» Я отвечаю: «Кладите ее на стол, справа скальпель, слева — крахмал, и я работаю». Это переключение из состояния человека в состояние профессионала.

В интернете есть много подборок с неудачными чучелами. Как они такими получаются?

— В деле изготовления чучел важно умение. Если шкуру надевают неизвестно на какие предметы — получаются уродцы, которые всех смешат и даже становятся на какое-то время популярными. А вот за рубежом очень развита арт-таксидермия. Это инсталляции с использованием частей животных. С применением шкур делают арт-объекты.

Как вы относитесь к тому, что сегодня можно, например, посмотреть видеоурок на ютьюбе и начать тренироваться на мертвой птичке, найденной на дороге?

— Многие таксидермисты начинали как раз с найденной на дороге мертвой птички. И все начинают с того, что получается непонятно что.

Чучела птиц / ©Антон Усанов

А потом понимают, что существует некий способ и этому способу можно научиться, находят такого человека, приходят к нему и учатся.

Может таксидермия быть хобби?

— Конечно. Очень часто так и происходит. На чемпионате по таксидермии в Санкт-Петербурге я познакомилась с один участником: он переводчик и преподаватель в вузе, а у себя на даче для друзей делает чучела. Прочитал книжку и научился.

Существуют даже чемпионаты?

— Чемпионаты по таксидермии появились в России около 20 лет назад. Мы регулярно принимаем в них участие, и наши работы отмечены судьями в различных номинациях. Эти соревнования являются некими показателями профессионального уровня человека.

Сотрудники Дарвиновского музея регулярно участвуют в чемпионатах и отмечаются дипломами / ©Антон Усанов

Проводятся они примерно раз в два года — иногда реже, зависит от организаторов. В них принимают участие от 30 до 100 человек. Также существует ассоциация таксидермистов России.

Это такая общественная профессиональная организация, без фиксированного членства. В целом в России есть несколько сотен специалистов. Многие таксидермисты, уже освоившись в профессии, получают биологическое или ветеринарное образование, чтобы лучше изучить анатомию животных.

Есть кодекс этики, какая-то грань, за которую таксидермист никогда не переступит?

Отвечает второй таксидермист Дарвиновского музея Оксана Мбита-Эбеле:

Таксидермисты Дарвиновского музея Валентина Николаевна Кубанина и Оксана Владимировна Мбита-Эбеле / ©Антон Усанов

— На тех же чемпионатах по таксидермии есть понятие «гуманного изображения животного». В этой связи я слышала такую историю. Один из таксидермистов на чемпионат привез чучело ежика, которого якобы переехала машина. Он так старался, сделал подставку, следы шин, искусственные внутренности. В общем, изобразил раздавленного на дороге ежика. Работу на чемпионат не приняли, потому что это не гуманное изображение.

Ссылка на основную публикацию