Как делать скульптуры из гипса

Садовые поделки и фигуры из гипса своими руками — фото и мастер класс для дачи, сада и огорода

Большинству из нас свойственна тяга к красоте и уюту. Во дворе собственного дома, на даче и в огороде мы стремимся окружить себя очаровательными клумбами, проложить зовущие пройтись дорожки и не можем обойтись без необычных и веселых фигурок. Гипс – один из тех материалов, который легко превратить трудолюбивыми руками в замечательное украшение для сада. Альтернативный вариант — сделать фигурки своими руками из монтажной пены.

Особенности материала

Гипс или алебастр обладает рядом свойств, которые предопределили его применение в строительстве и медицине. Для изготовления садовых фигурок своими руками он также замечательно подходит. Из алебастра создают даже большие скульптуры. Применение форм позволяет точно копировать самые сложные объемные фигуры. Работа с материалом физически не трудная, так что многие женщины увлекаются творчеством из гипса. Профессионалами уже изготовлено немалое количество поделок из алебастра для сада.

Фигурки из гипса для сада на любой вкус

При этом не следует забывать, алебастр — довольно хрупкий материал, который боится влаги. Изделия из алебастра лучше не проверять на прочность. Их необходимо защищать красками и лаками от воды. В осеннее–зимний период фигурки из гипса хранят в сухом помещении.

Самые интересные примеры поделок из гипса

Чаще всего из алебастра отливают садовые фигурки животных и людей. Реже – предметы неживой природы. Предлагаем оценить фото зверушек, которые Вы можете сделать из гипса. Конечно, для них придется придумать, приобрести или изготовить формы.

Удачная композиция делает белочку живой Другая белочка увлеклась грибами В этом лесу водятся лисы, ежики и грибы Мишка из гипса, а мед настоящий? Свинка скучает одна в загоне Кашпо из гипса следует хорошо изолировать от влаги Одни только знакомятся, у других уже есть наследник

Для того, чтобы не ошибиться с выбором фигурки из алебастра, которую Вы готовы смастерить своими руками, полезно найти место в саду для будущей фигурки и представить общий сюжет композиции. Советуем начинать с фигурки попроще.

По этой схеме можно смастерить любую фигурку из алебастра

Прежде всего, для отливки поделки из гипса потребуется форма. Бюджетный вариант – использование пластиковых бутылок, старых игрушек, посуды и прочее. Разумеется, перечень возможного ограничен и придется поломать голову над поиском подходящего материала. Гораздо проще использовать уже готовые детские формочки для гипса или песка. Большие силиконовые формы, которые применяют на производстве, стоят слишком дорого. При большом желании, силиконовую форму можно изготовить самому, о чем повествует нижеследующий видеоролик.

Материал имеет ограниченную прочность и сравнительно большие поделки армируют сеткой или проволокой. Для экономии материала и уменьшения веса вовнутрь фигуры закладывают пластиковые емкости. Специальный гипс, предназначенный для отливки скульптур, прочнее алебастра и строительного гипса. Для увеличения прочности в обычный алебастр можно добавить клей ПВА.

Для удобства изготовления и окрашивания фигуры часто изготавливают в виде отдельных деталей. Части поделки скрепляют между собой клеем или раствором алебастра.

Для того, чтобы готовую фигуру было проще извлечь из формы, ее можно покрыть водяным раствором жидкого мыла и растительного масла. Мыла должно быть больше, чем масла, в два раза. Полученную смесь разбавляют пятью порциями воды.

Сухой материал разбавляют до состояния жидкой сметаны и заливают в форму. Раствор застывает в считанные минуты. Химическая реакция сопровождается выделением тепла. При отливке возможно образование воздушных пустот. В производственных условиях вопрос решается применением вибростенда. Во время работы своими руками нужно аккуратно заливать раствор, а пустоты можно будет поправить шпаклевкой или раствором алебастра.

С такой фигурой придется работать долго

Небольшая фигурка будет готова для дальнейшей работы уже через полчаса. Крупная отливка должна сохнуть несколько дней в сухом месте и не под солнцем. С поделкой можно работать дальше, когда рука не будет ощущать влагу. На поверхности фигуры легко выполнить рисунки. Для этих целей используют нож, шило, иглу.

Для защиты от влаги и улучшения адгезии с краской поделку грунтуют. Можно использовать строительный грунт или вдвое разбавленный клей ПВА. Профессионалы покрывают гипсовые скульптуры несколькими слоями олифы, разогретой на водяной бане. После того, как поверхность посветлеет, можно работать дальше.

Поверхность фигуры последовательно декорируют красками. Водные краски не держатся на поверхности, покрытой олифой. Подойдут масляные, пентафталевые, алкидные эмали. Окончательную обработку проводят олифой, воском или лаком. Фигурку можно украсить всевозможными элементами декора: пуговицами, стеклом, желудями, шишками и прочим.

Практически, по этой же технологии можно отлить фигурки из цементного раствора. Они получатся прочными и не будут бояться влаги. Однако раствор на основе цемента застывает медленно, рельефные рисунки на поверхности будет сделать сложно.

Так лепят из гипса кашпо в виде лебедя

Поделки из гипса можно не только отливать, но и лепить. В таком случае необходимо изготовить каркас, на который постепенно наносятся части поделки. Готовьте и наносите гипсовый раствор небольшими порциями. Работу лучше выполнять в перчатках. Удобно использовать гипсовый медицинский бинт. Куски бинта замачиваются в воде и наносятся на фигуру. Необходимо разглаживать неровные участки. Раковины заделывают раствором алебастра.

Заметим, что лепные фигуры чаще делают из цементного раствора, в том числе с добавлением гипса. Об этом – отдельная статья.

Мастер – класс изготовления очаровательного грибка

Грибок мне показался наиболее подходящей поделкой для украшения участка, которую можно отлить из гипса. Альтернативный вариант — сделать грибы своими руками из пластиковых бутылок. Формы для него обеспечить просто. Гриб замечательно устроится в саду. Для его изготовления потребуется очень короткий список инструментов.

Рассмотрим пошагово мастер – класс изготовления фигурки:

  1. В качестве формы для ножки оптимально подошла литровая пластиковая бутылка. От нее необходимо отрезать нижнюю половину.
  2. Для облегчения извлечения отливки из формы обработал верхнюю часть бутылки водным раствором жидкого мыла и растительного масла. Мыла вдвое больше, чем масла, плюс еще пять частей воды.
  3. Алебастр добавлял в емкость частями. Затем добавлял воду и перемешивал.
  4. Получился раствор, по консистенции похожий на жидкую сметану.
  5. Чтобы деталь высохла быстрее, подготовил вкладыш из горлышка пластиковой бутылки.
  6. Залил гипс, вставил вкладыш вовнутрь. Чтобы горлышко не всплывало, прижал его грузом.
  7. Через полчаса разрезал боковину формы и достал деталь.
  8. Получилась ножка гриба.
  9. В качестве формы для шляпки подобрал подходящую чашку и застелил ее тонкой полиэтиленовой пленкой.
  10. Снова приготовил и залил в форму гипс. В середину установил ножку гриба.
  11. Через полчаса достал из формы грибок.
  12. Для основания гриба подобрал тарелку в качестве формы. Ее можно смазать раствором или застелить пленкой от прилипания алебастра к тарелке.
  13. Снова приготовил раствор и залил в форму.
  14. Через час аккуратно извлек кольцо основания. Его можно было сделать неразъемным с ножкой, но по отдельности их удобнее красить.
  15. Грибок и кольцо просушил в течение суток и покрыл грунтовкой.
  16. В качестве грунта использовал остатки строительной грунтовки.
  17. Грибок решил покрасить в пастельные тона. С целью защиты от влаги покрыл поделку матовой пропиткой для камня. Смотрите, что получилось на фото.

По окончании работы пришел к выводу: с материалом работать легко и просто. Самое Важное – подобрать подходящую форму. Рекомендую и Вам попробовать соорудить самостоятельно садовую фигурку. Пусть в работе поможет видеоролик.

Как сделать скульптуру из гипса

Как сделать скульптуру из гипса

Содержание

Внешний вид сада зависит исключительно от того, как владелец заботится о нем – какие растения были выбраны, какое ограждение, какие садовые скульптуры украшают клумбы и садовые дорожки. Сегодня мы поговорим о том, как сделать скульптуру из гипса в домашних условиях.

Обратите внимание! Рекомендуется привлечь к творческому процессу детей. Им будет очень интересно, к тому же это разовьет их умение мыслить творчески.

Этап 1. Подготовка всего необходимого

Для создания скульптуры из гипса потребуются такие расходные материалы:

  • гипс, 0,5 кг (или же цементная смесь);
  • вода;
  • монтажный клей;
  • мыло;
  • лак;
  • масло подсолнечное;
  • акриловые краски;
  • водоустойчивый клей;
  • кисточки;
  • декоративные детали – бусы, формочки, искусственные растения и цветы, проч.;
  • циркуль;
  • две чашки;
  • карандаш;
  • канцелярский ножик;
  • пластиковая бутылка;
  • резцы для резьбы древесины;
  • пищевая пленка.

Необходимые инструменты и материалы к меню ↑

Этап 2. Сооружение ножки

Шаг 1. От старой ПЭТ бутылки срезается горловина – она будет формочкой для формирования ножки (мы планируем сделать небольшой гипсовый гриб).

Шаг 2. Внутренние стенки покрываются раствором из натертого мыла, чтобы готовую фигурку было легче извлекать. Для этого потребуются: мыло, вода и растительное масло в соотношении 2:8:1.

Сначала мыло натирается и засыпается в банку, после чего заливаются оставшиеся «ингредиенты». Раствор тщательно перемешивается силиконовой кисточкой, затем наносится на стенки.

Шаг 3. Разводится гипсовая смесь для формирования ножки в пропорции, указанной производителем на упаковке.

Изготовление ножки

Шаг 4. Раствор заливается в формочку, остывает.

Обратите внимание! Ножку желательно сделать полой, чтобы сэкономить на гипсе. Для этого в формочку вставляется небольшая пластиковая бутылка (прямо в гипс). Характерно, что диаметр горловины бутылки должен быть меньшим диаметра формочки.

Сверху бутылка придавливается грузом во избежание всплытия. Гипс застывает быстро и уже через полчаса можно приступать к дальнейшим работам.

Готовая ножка

Шаг 5. Формочка разрезается, из нее извлекается готовая ножка. Выступающая часть бутылки срезается.

Верхняя часть бутылки срезается к меню ↑

Этап 3. Изготовление шляпки

Следующим этапом того, как сделать садовую скульптуру, является изготовления грибной шляпки. Для этого берется чашка, которая подходит по форме, и накрывается куском пищевой пленки. Важно, чтобы пленка прилегала как можно плотнее, а количество образованных при этом складок было минимальным.

Читайте также:  Ирис степной описание

Изготовление шляпки для гриба

Размешивается очередная порция гипса, чашка заполняется. Ножка, изготовленная на предыдущем этапе, вставляется в еще застывающий гипс и оставляется еще на полчаса.

Этап 4. Формирование площадки-основания для гриба

После застывания гриба необходимо подготовить для него специальное основание.

Шаг 1. Вначале берется чашка, подходящая по форме и объему, которая покрывается пищевой пленкой, как в предыдущем этапе работы. Характерно, что в этом случае вместо пленки может быть использована специальная эмульсия для смазки.

Шаг 2. Замешивается гипс, чашка заполняется. Можно сразу же погрузить в раствор ножку гриба, но House-help.info советует выполнить ее съемной, чтобы было удобнее декорировать скульптуру. С этой целью ножка заворачивается в пленку и лишь после этого погружается в основание.

Шаг 3. Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени.

Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени

Шаг 4. Готовую скульптуру желательно просушить перед покраской. Для этого изделие ставится на несколько дней в какое-нибудь теплое место.

Этап 5. Декорирование готовой скульптуры

Обратите внимание! Процедура декорирования в большинстве случаев спонтанна, идеи рождаются непосредственно в процессе. Хотя можно заранее все спланировать и перенести на бумагу. Подробные чертежи не нужны, достаточно будет набросать самые важные моменты.

По окончании изготовления эскиза можно начинать оформление.

Шаг 1. Поверхность гриба расчерчивается карандашом, обозначается все, что вы желаете увидеть на скульптуре.

Шаг 2. Посредством большой иглы или резца по дереву набросок обретает объем.

Рисунку придается объем

Шаг 3. Специалисты советуют прогрунтовывать скульптуры перед покраской, дабы краска укладывалась лучше. Обычно для этого используют соответствующие грунтовочные смеси, но в отсутствие таковой можно сделать следующий раствор: вода + монтажный клей ПВА в пропорции 2:1.

Грунтовка наносится кисточкой, после чего нужно несколько часов подождать, чтобы материал засох.

Шаг 4. Изделие красится и разрисовывается в соответствии со сделанным ранее рисунком.

Покраска скульптуры

Шаг 5. После того как краска окончательно высохнет, скульптура покрывается лаком. Лак следует наносить в несколько слоев, при этом недопустимо оставлять неокрашенные участки. После нанесения каждого нового слоя нужно подождать, пока лак полностью высохнет. Все декоративные элементы фиксируются в соответствующих местах посредством влагоустойчивого клея.

Садовый гриб готов!

Все, гриб готов и вы знаете теперь, как сделать садовую скульптуру своими руками! Можете приступать к украшению своего загородного участка!

Для более детального ознакомления с технологией создания гипсовых фигурок советуем ознакомиться с приведенным ниже тематическим видеоматериалом.

Видео – Изготовление фигурок из гипса


Создаем гипсовые кусковые формы по готовой пластилиновой модели

Работа с гипсовыми формами — одно из любимейших моих занятий, ну, после скульптуры, конечно. И я обожаю о нем рассказывать 🙂
Выглядеть такие формы могут совершенно по-разному, в зависимости от их назначения и руки мастера, и бывают разной сложности: от однокусковых (в такие можно залить, к примеру, пиалу или наперсток, или отмять израцовую плитку) до многокусковых (каковые и используются обычно для отливки скульптуры).

Темой сегодняшнего мастер-класса и будет снятие гипсовых кусковых форм с пластилиновой модели. Снимать будем с деятельным участием моей ученицы Анны, она же предоставила для работы чудесную модель кукольной головки.

Итак, что нам понадобится для работы?
Модель фигурки и гипс, само собой. Кроме того — инструменты, глина для закладки, разделительный состав для гипса, картон на опалубки, чаши-гипсовки.

Мой набор инструментов для гипсовых работ

Когда все это подготовлено и удобно разложено на рабочем месте, можно приступать!

Важная часть работы — определить, из скольки кусков будут состоять наши будущие формы, и соответственно разметить модель. Основное правило — кусков не должно быть слишком много, но и “замков”, когда отливка не выходит из формы, допускать нельзя. Лучше формы — двухкусковые, идеальный вариант для новичка. Снимать их просто, вероятность ошибиться невысока, и работать с ними впоследствии одно удовольствие.

Модель и глина готовы к работе.

Модель, если приглядитесь, размечена черными линиями – это границы будущих кусков нашей формы. Ограничиться двумя у нас не вышло: получались замки в области шеи и прически. В таких ситуациях можно упростить себе задачу и поправить скульптуру, но мы легких путей не ищем! Сделаем четыре куска.

Ровно укладываем модель на глину и начинаем обкладывыть ее кусочками той же глины. Сильно не давим и не примазываем — нам ее снимать потом. (В качестве закладочного материала можно использовать, конечно, не только глину. Все, что лепится, подойдет. Однако глина — самый удобный вариант.)

Выкладываем кусочки глины вровень с верхней линией нашей разметки, после этого поверхность можно загладить.

Обратите внимание — линию шва нужно сделать как можно аккуратнее, она должна встречаться с моделью под прямым углом, не образуя ни горки, ни впадинки, и прилегать к модели вплотную, чтобы в щели не заливался гипс. Мы также вылепили на этом этапе задел под литок. Ни глина, ни пластилин не прилипают к гипсу, потому в разделителе нет необходимости, пока пропускаем его.
Сооружаем опалубки и заливаем гипс.

Опалубки уже убраны.

Пирожок наш теперь можно перевернуть и удалить глину. Рекомендую сделать это до того, как гипс начнет разогреваться, легче будет оправить получившийся кусок и сделать в нем пазы.

Модель до конца формовки из гипса не вынимаем!

Далее мы будем приливать куски к уже готовой части формы, и так как гипс к гипсу липнет очень даже хорошо, нам понадобится разделитель. Я скажу о нем лишь один раз, не забывайте использовать его в ходе всей дальнейшей работы.

Обычно я использую мыльную смазку собственного изготовления. Рецептов для нее есть множество, но в продаже есть и готовые составы на силиконовой основе, жидкие и в спрее. Новичку я рекомендую использовать именно их.

На смазанной форме сооружаем из глины и картона опалубки под будущие кусочки-вкладки, заливаем гипс.

Мы отошли здесь от нашей первоначальной разметки — сделали кусочки больше размером и проще по форме. Слишком тонкие могли бы сломаться в процессе работы, да и в целом — чем проще решение, тем лучше.

Внимание! Не нужно ждать, когда гипс схватится, напротив, ловим его рабочее время (оно, как правило, указано на упаковке и зависит от марки, производителя и вылежанности гипса, обычно начинается на 3-5 минуте затворения водой, и продолжается минут 20). За это время мы успеваем снять опалубки и подрезать наши кусочки, чтобы привести их примерно к такому вот виду.

Гипс в рабочее время легко режется ножом и выглаживается шпателем.

Не забываем сделать пазы:

Вот, что должно получиться.

Осталась лишь простая финальная стадия: сделать опалубки и залить последний кусок (не забываем заложить глиной литок).

Ну вот и все! Осталось срезать фаски, дождаться, когда гипс остынет, и можно раскрывать форму и вынимать модель.

Спасибо всем, кто оставался со мной до конца, и удачных вам заливок!
Таня.

10 оригинальных идей садовых скульптур из бетона и гипса

Добавление статьи в новую подборку

Садовые скульптуры из гипса и бетона стремительно набирают популярность. Ландшафтный дизайнер или скульптор живет в каждом владельце дачного участка, нужно только разбудить в себе этот талант. Надеемся, наша вдохновляющая подборка вам в этом поможет.

Ни один сад или парк не обходится без скульптур, которые изготавливают из различных материалов и устанавливают в центре либо укромных уголках. Можно, конечно, заказать готовую композицию, но гораздо интереснее сделать оригинальную скульптуру самому, используя цемент или гипс. Такие произведения отличаются долговечностью и разнообразием форм. К тому же их можно выкрасить в любой цвет.

1. Бетонный грибок

Самая простая композиция для начинающих – это небольшой бетонный грибок. Это может быть белый гриб или мухомор, в зависимости от того, какую окраску вы выберете. Бетон для поделки должен быть как масло при комнатной температуре – ни слишком жидким, но и не таким густым, чтобы из него нельзя было слепить округлые формы. Грибок лучше делать летом, а авсе последовательность действий будет состоять из нескольких шагов:

1 Для изготовления шляпки сделайте углубление в песке, например, при помощи глубокой миски.

2. Положите на дно лист лопуха, чтобы придать будущей шляпке шероховатость (как у настоящего гриба).

3. В центр шляпке вставьте кусок арматуры или трубы, чтобы усилить ее. Для ножки можно использовать линолеум или рубероид, свернутые в трубку и наполненные раствором цемента.

4. После того как обе части высохнут, залейте верхушку ножки раствором и приложите шляпку с торчащим куском арматуры.

5. Через 3-4 дня скульптуру можно красить.

2. Листья из бетона

Если у вас на участке растут лопухи, мальва, ревень или другие крупнолистные растения, не спешите их уничтожать. Лучше используйте их для изготовления бетонных копий листьев.

Возьмите 1 часть портландцемента и 3 части песка и смешайте их с водой до консистенции творога. Насыпьте горку песка и положите сверху плотный лист без трещин. Залейте его цементной смесью. Когда раствор высохнет, отделите лист и у вас останется прекрасная рельефная скульптура.

Такие “листочки” можно красить разными красками, добавляя саду колорита. А еще они служат отличными поилками для птиц.

3. Фигурки-полусферы

Одной из самых несложных разновидностей бетонных садовых скульптур являются различные полусферические объекты – черепашки, божьи-коровки, ежики, нарисованные на окружности клумбы. Для их изготовления подходит любая соответствующая форма – старый таз или миска, половинка мяча или даже просто яма в песке, дно которой устилают газетой. Цемент заливают в форму и ждут, пока он застынет. С готовой полусферой можно делать все, что угодно.

Читайте также:  Бургундский красный

4. Надежные руки

Мини-клумбочки для цветов или держатели для горшочков и светильников можно изготовить из ненужных медицинских перчаток. Для этого заполните перчатки цементной смесью и поставьте на них что-нибудь для придания формы, например, тот горшок, который они впоследствии будут поддерживать. После того как бетон застынет, срежьте остатки перчаток и наполните “руки” землей и семенами либо поставьте в них небольшую емкость с цветами. Смотрится это очень необычно.

5. Имитация валунов

Если вам на глаза попадаются только мелкие булыжники и щебень, а вы хотите украсить сад, например, в японском стиле, то проще будет изготовить бетонные валуны самому, чем искать и перевозить натуральный камень. Они будут пустотелыми и легкими.

Для начала сформируйте каркас из скомканной бумаги или монтажной пены. Обмотайте его штукатурной сеткой. После этого шпателем нанесите раствор на каркас. Не придавайте ему идеально гладкую форму, иначе потеряется сходство с природным камнем. Накройте его целлофаном и оставьте просыхать.

6. Загадка бетонных шаров

Когда-то в Коста-Рике (а после и в других странах) были обнаружены странные идеальные каменные шары. Трудно представить, что природа сумела создать такую композицию. Если вы хотите посостязаться с ней в умении изготавливать идеальные геометрические фигуры – пожалуйста!

7. Фигуры, украшенные мозаикой

Практически любую фигурку из цемента можно не просто покрасить яркой или флуоресцентной краской, но и задекорировать. Например, украсить цветной мозаикой или кусками битого стекла. Для этого не нужно дожидаться полного высыхания фигуры, а обложить ее мозаикой прямо на сырой цемент. В этом случае она гарантированно будет держаться очень долго и не отвалится.

Чтобы изготовить бетонный шар для участка, нужно взять старый резиновый мяч любого размера или стеклянный плафон и аккуратно наполнить их цементом. После высыхания следует удалить остатки резины или стекла.

8. Каркасные скульптуры

Для тех, кто уже немного попрактиковался в изготовлении фигур из бетона, есть варианты посложнее, требующие навыков скульптора и наличия пространственного воображения. Речь идет о каркасных изделиях из бетона. Используя арматуру, можно создать любую композицию – от ангела до сказочного замка.

Для начала нужно сплести из проволоки контуры и основу будущей композиции. Чем точнее будет воспроизведен каркас, тем точнее получится финальная фигура.

Монолитные произведения искусства изготавливают путем нанесения цемента прямо на каркас. А для получения пустотелой формы каркас обматывают строительной сеткой и покрывают цементом ее.

После того как будет уложен первый слой цемента, вы сможете сформировать общий вид будущей композиции. Основные фактурные элементы – детали лица, башенки, линии и т.д. формируют при нанесении второго слоя. если элементы сложные, может потребоваться и третий слой для самых мелких деталей. Когда статуя просохнет, ее можно будет выкрасить в любой цвет или добавить необходимые оттенки.

9. “Утонувшие” скульптуры

Очень забавно и непривычно смотрятся фигуры, которые словно “выплывают” из зеленого газона или прячутся в других уголках сада. Учитывая сложность и необходимость придать им “движение”, их обычно лепят из гипса.

Гипс разводят водой согласно инструкции до консистенции сметаны. Чтобы фигура получилась как нужно, ее следует залить в готовую форму либо самому изготовить ее из глины. Форму пропитайте жиром и залейте гипсом. Когда она застынет, у вас будет готова одна половинка.

Гипс сохнет в течение суток при температуре около 15°C.

Затем изготовьте вторую половинку. Обе половинки склейте влагостойким клеем, а неровности зачистите наждачной бумагой и срежьте ножом.

10. Умиротворяющие статуэтки

Среди прочих садовых скульптур выделяют также статуэтки, посвященные той или иной религии либо воспроизводящие известные памятники. Чаще всего речь идет об ангелочках, фигурках Будды или таинственных монолитах с острова Пасхи. Создавать их довольно сложно, ведь необходимо учитывать все пропорции, размеры и характерные особенности каждой отдельно взятой детали. Чаще всего такие скульптуры формируют на сложных каркасах, но зато результат можно считать вершиной творческой мысли.

Садовые скульптуры – это возможность проявить себя и раскрыть те таланты, о которых вы и не подозревали. Начинайте с простых моделей и постепенно переходите к более сложным, и тогда ваш сад наполнится прекрасными произведениями искусства, сделанными своими руками.

Когда камень оживает: техника создания скульптуры от гипса к камню

Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

Виды скульптур из гипса и природного камня эксперты дифференцируют по таким группам:

  • округлая скульптура – включает различные статуи, бюсты, статуэтки. Они расположены в свободном пространстве, легко поддаются визуальной оценке со всех сторон;
  • рельеф – скульптура, расположенная на плоскости;
  • барельеф – фигура, создаваемая на плоскости, контуры которой выступают над основанием;
  • горельеф – скульптура на плоскости, контуры которой выступают над основанием более чем наполовину;
  • контррельеф – фигура, вогнутая в основу-плоскость.

В зависимости от назначения, изваяния группируют на:

  • монументальные фигуры – создаются в знак уважения или почтения исторических событий, подвигов, достижений;
  • декоративная скульптура – предназначена для украшения жилых домов, муниципальных зданий, сооружений общественной инфраструктуры, парков, скверов, ботанических садов и т.д.;
  • станковые фигуры используются в качестве выставочных экземпляров, иногда для оформления жилых интерьеров;
  • малая скульптура предназначена для украшения жилых помещений.

В зависимости от вида скульптурного изваяния выбирают техники его создания.

Как «оживить» скульптуру?

Во времена процветания эпохи греческой скульптуры популярным способом творения скульптур считался метод четырехгранника. Выполненные в такой технике статуи и фигуры наделялись прямой, абсолютно неподвижной позой без малейших поворотов и намеков на движение. Это заставило художников начать поиски способов «оживления» скульптуры, придания ей энергичности и динамики. С этого времени начинается эпоха пластического движения в скульптуре, которая актуальна для всех современных техник творения.

Движение для скульптуры – это ее определенное положение в пространстве, будоражащее воображение, побуждающее к действию. Скульптурная композиция не изображает объект природы, человека или животное, а создает его заново. Именно ансамбль контуров, вогнутостей и выпуклостей создает визуальный эффект совершения определенного движения в конкретный момент времени. Трехмерное изображение энергии и динамики изваяний заставляет не только созерцать, а переживать, повторять скульптурную моторику.


Фото: источник

В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

  • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
  • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.

Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

  • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
  • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
  • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.

Техника создания скульптуры: от гипса к камню

Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.


Фото: источник

До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

Техника «Три циркуля»

Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

Читайте также:  Каменистая горка

Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

Техника «Резьба по камню»

Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.

Поделки из гипса своими руками: подготовка материала, декорирование, идеи

Металлические, каменные и деревянные статуи для сада сделать самостоятельно довольно непросто. Если покупать их или заказывать, придется существенно потратиться. Однако есть альтернатива — поделки из гипса для сада.

Несколько способов приготовления гипсового раствора

Раствор после приготовления затвердевает быстро. Это является как его достоинством, так и недостатком. Плюс: уменьшается время на изготовление поделок, минус — можно не успеть сделать изделие. Также есть еще один отрицательный момент: хрупкость. Нужно быть крайне осторожным при транспортировке фигурки, чтобы не расколоть.

При изготовлении скульптур из гипса очень важно правильно приготовить раствор. Способов много, рассмотрим самые популярные.

  1. Гипс добавить в воду в пропорции 7 к 10. Тщательно перемешать и внести 2 ст.л. клея ПВА. Благодаря этому компоненту смесь будет более эластичной.
  2. Гипс смешать с водой (6 к 10). После перемешивания внести 1 часть гашеной извести. Это сделает смесь пластичной, а скульптуры после засыхания более твердыми и прочными.

Более сложный процесс пошагово:

  • Развести в воде 1-2 баночки гуаши.
  • Тщательно перемешать до полного растворения краски.
  • Всыпать в окрашенную воду гипс, постепенно помешивая (10 к 6 или 10 к 7).
  • Перемешать до однородной массы, похожей на тесто для блинов. Внимательно следить, чтобы не возникло пузырей.
  • Гипс добавляется в воду, а не наоборот. Это помогает избежать пыли.

Пошаговый процесс изготовления гипсовых изделий

Прежде чем разводить гипсовый раствор, нужно подготовить все для создания изделий.

Заливка в форму:

  • Кисточкой, смоченной в подсолнечном масле, воде и мыльном растворе (1:2:5), Пройти по внутренней области формы (молда).
  • Не торопясь, чтобы не возникли воздушные пузыри, залить гипсовый раствор.
  • В середину вложить шарики из пенопласта или пластика для экономии гипса. Они не должны приближаться к форме, иначе будут заметны на застывшей фигуре.
  • Сверху шариков налить слой гипсового раствора.
  • Все действия производятся сначала с одной половиной формы, потом с другой.
  • Излишки раствора по краям убрать шпателем.
  • Оставить сохнуть не менее чем на сутки.
  • После полного застывания гипса вытащить фигуру из молда. Если он силиконовый нужно отогнуть края и постепенно снять с изделия. Когда форма твердая можно ее перевернуть на ровной поверхности, слегка постучать, медленно приподнять.

Чаще всего скульптуры создаются из двух форм (одна заливается для лицевой стороны, вторая — для тыльной). После заливки их нужно скрепить между собой:

  • Обработать внутреннюю ровную поверхность половинки наждачной бумагой для удаления пыли. Так детали будут скреплены более прочно.
  • Нанести клей точками на середину, по периметру и в оставшиеся пустые места.
  • Ровно соединить детали, плотно прижать друг к другу и зафиксировать в таком положении до высыхания.

Следующим важным этапом будет окрашивание изделия. Это отличный способ проявить креативность и свои творческие способности. Для декорирования понадобятся:

  • краски;
  • кисти;
  • лак;
  • клей ПВА или строительная грунтовка.

Пошаговые действия:

  • Изделие полностью покрыть раствором из воды и клея (пропорция 1 к 1). Как альтернатива: нанести 2-3 слоя подогретой олифы.
  • После высыхания грунтовки раскрасить скульптуру красками. Если фигура более 0,5 м можно использовать баллончик или краскопульт для быстроты и удобства.
  • После высыхания красок украсить изделие подручными материалами, которые будут уместны. Например, пуговицами, бусинами, ракушками, шишками, мелкими камнями и т.д. Они крепятся клеем для наружных работ (таким, как Титан). Излишки удалить салфеткой.
  • Покрыть всю поверхность прозрачным лаком не на водяной основе. На упаковке должна быть надпись “для наружных работ”.
  • Оставить поделку сушиться, пока полностью не выветрится запах лака.

Изделие нужно сушить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемой комнате.

Поделки из гипса для сада: идеи своими руками

Идеи фигур:

  • звери: черепаха, кошка, лягушка, и другие;
  • сказочные персонажи (отличный вариант для детской площадки);
  • различные строения: замок, избушка, домик для гномика и т.д.;
  • растения: цветы, грибы и пр.

Поделки из гипса и бутылок

Если отсутствует опыт в изготовлении изделий из гипса для двора на участке, лучше сначала попрактиковаться на более простых вариантах.

Например, на грибах из пластиковых бутылок и гипса:

  • Отрезать у пластиковой бутылки горловину.
  • Внутренние стенки покрыть смесью из растительного масла, мыльного раствора и воды (1:2:7).
  • Для экономии гипса поместить внутрь бутылку меньшего размера. Придавить ее прессом.
  • Залить гипсовый раствор внутрь.
  • Спустя 30 минут срезать выпирающий пластик.

Изготовление шляпки поэтапно:

  • Взять подходящую по форме чашку. Накрыть ее полиэтиленом так, чтобы не образовались складки.
  • Внутрь залить гипсовый раствор.
  • Пока смесь не застыла, вставить ножку.
  • Через 40 минут достать готовый элемент.

Создание основания:

  • Взять большую чашку или глубокую тарелку и накрыть ее целлофаном.
  • Залить внутрь гипс.
  • Ножку обмотать полиэтиленом и поместить внутрь.
  • Вытащить изделие из формы после застывания и оставить на 2 дня в теплом месте.

Последним шагом будет украшение композиции. Для этого нужно подключить свои творческие способности. Гриб можно украсить лаком для ногтей, водостойкими красками, изображениям придать объем ножом, приклеить украшения и т.д.

Клумбы из цемента и гипса

Гипсовые изделия смотрятся очень привлекательно, но они хрупкие. При желании изготовить более прочные скульптуры, лучше использовать цемент. Раствор из него делается с добавлением песка. Пропорция берется 1 к 3 с добавлением такого количества воды, чтобы смесь имела консистенцию пластилина.

Очень необычно будет смотреться клумба в виде рук, которая как будто держит цветы.

Понадобятся:

  • резиновые перчатки;
  • раствор бетона (1:3);
  • шпатлевка;
  • наждачка;
  • глубокая емкость.

Пошаговый процесс:

  • Налить раствор в перчатки.
  • Сложить их в емкость в подходящую позицию.
  • Оставить до застывания (цемент сохнет примерно 2-3 дня).
  • Разрезать перчатки и убрать.
  • Зашпаклевать, подождать несколько часов, пройтись по поверхности наждачкой.

Изделие можно укрепить проволокой. Затем наполнить клумбу почвой и посадить растения.

Каркасные скульптуры

Можно изготовить искусственные валуны для дачи.

Пошаговые действия:

  • Из легкого материала сформировать каркас. Можно использовать монтажную ленту, свернутую бумагу и т.д.
  • Обмотать его штукатурной сеткой.
  • Тонко нанести раствор. Выравнивать не нужно, чтобы была максимально натуральная форма.
  • Накрыть полиэтиленовой пленкой до высыхания.

Также можно изготовить и сложные фигуры для сада и огорода. Например, ангелочка, собаку или любую другую скульптуру. Просто нужно включить фантазию. Для изготовления каркас нужно залить раствором, а чтобы изделие было полым, использовать строительную сетку.

Различные идеи

Очень креативно в ландшафтном дизайне смотрятся поилки в форме лопуха из цемента, отличающегося прочностью, и гипса:

  • Сделать на полиэтилене горку из влажного песка.
  • Накрыть холмик полиэтиленом, закрепить камнями.
  • Уложить лопух без дыр.
  • Покрыть цементом или гипсом (примерно 2 см для центральной зоны и 1 см для боков).
  • В центре листа установить металлическую трубу. Заполнить ее цементом.
  • Дождаться высыхания.
  • Загрунтовать и окрасить.

Можно сделать “утопающие” фигуры. Т.е. эти скульптуры “вылезают” из земли. Привлекательно будут смотреться и черепаха, гриб, вазоны или другие предметы, украшенные мозаикой. Все идеи из цемента можно воплощать в жизнь и при помощи гипса.

Сделать украшения своими руками несложно. Даже человеку, считающему, что у него нет фантазии можно взять за основу эти идеи. Главное выделить время для воплощения их в жизнь.

Ссылка на основную публикацию
×
×