Английский пейзажный парк

Английское произведение искусства: парк Стоу и его величие

Англия – одна из старейших стран Европы, богатых историческим и культурным наследием. Замки с многовековой историей хранят в себе много тайн, погружение в которые так манят современного человека. Пребывая с визитом в этой замечательной стране, одним из популярных мест посещения для туристов является парк Стоу. Чем же так завораживает эта достопримечательность, и на что стоит обратить внимание неискушенному путешественнику?

Парк Стоу в Англии: история создания

Стоу – это огромный парк, занимающий территорию около 500 га, расположен в ста километрах от столицы, в графстве Бакингемшир. Это владения достаточно влиятельной английской семьи Темлов, которые в 1700-х годах относились к богатейшим аристократам страны. Поместье было в собственности Ричарда Темпла, принадлежавшего к масонам и занимающего значимые должности при английском дворе.

Свою историю Стоу ведет с XVIII столетия, когда на основе старинного овцеводческого поместья был построен роскошный замок, а прилегающая территория превращена в чудесный, красивейший парк. Над ландшафтным дизайном в разное время трудились такие знаменитые архитекторы как Дж. Ванберг, Ч. Бриджмен. Завершали работу над композицией У. Кент, которого считают одним из лучших архитекторов тех времен, и его преданный ученик Л. Браун.

Благодаря стараниям Ч. Бриджмента небольшой регулярный парк, созданный руками Дж. Ванберга, площадью около 100 га, значительно расширился и приобрел очертания аристократического поместья с великолепной прилегающей территорией. Использование ландшафтного приема «ах-ах» дало ему возможность расширить просторы, создав иллюзию бесконечного пространства парковой зоны. Данный прием позволял визуально скрыть ограждение поместья, замаскировав его в природных низинах ландшафта, рвах, что размывало границы, создавая иллюзию бесконечности.

Последняя перепланировка и обустройство сада было проведено в 1738 году под руководством знаменитого Ульяма Кента, который стоит у первоистоков современной садово-парковой архитектуры. Благодаря его непревзойденному таланту Стоу обрел очертания, которые у многих вызывают ассоциации с раем на земле. Стремясь повторить облик первозданной природы, архитектор целенаправленно отказался от использования прямых линий при разбивке аллей, он искусно обыграл силуэты и формы деревьев, других зеленых насаждений, пытаясь сохранить их естественную красоту, добавив при этом неповторимого аристократизма пейзажу.

Основные ландшафтные элементы

Помимо красивого ландшафтного дизайна, пространство Стоу заполнено интересными декоративными элементами. Не все из них дожили до нашего времени, около тридцати композиций были разрушены и превратились в руины.

В центре парковой композиции расположен роскошный дворец, перед которым разбиты с южной и северной стороны две великолепные газонные площадки, отрывающие взор с одной стороны на прекрасной красоты водоем, с другой – на статую Георга I.

На территории расположено большое количество беседок, созданных в виде храмов (Вакха, Венеры, Бахуса и т.д.), также интересна для посещения пещера Дидоны. Особую ценность представляет собой Палладиев мост, который впоследствии причислен к классике жанра пейзажного сада. Его величественные арки, обрамляет тихая вода протекающей речушки, а созерцание окутывающей тишины располагает к философским мыслям о бытие.

Храм античной добродетели (flickr.com)

Также знаменит Храм античной добродетели, возведенный в виде круглого павильона. Он является негласным символом идеальной гармонии древних времен. Окутанный пышной зеленью величественных деревьев, его белоснежные колонны как бы выныривают из далекого прошлого. В этом храме любили собираться и придаваться философским разговорам наиболее именитые представители английской аристократии.

В Храме британской доблести расположены бюсты знаменитых англичан, которые прославили свою страну и являются гордостью нации. Там запечатлены Ньютон, Шекспир, а также великие английские защитники и политические деятели. Под каждым из бюстов расположена эпитафия, гласящая о доблестях и заслугах знаменитого человека.

Фото китайского домика

Находясь у центрального дворца вдали можно созерцать одно из последних творений, которое появилось в Стоу – Коринфийскую арку. Описанные нами комплексы – это лишь малая часть того, что можно посмотреть на территории. Она многогранна и неповторима, соединяет в себе природное великолепие и искусство, сотворенное человеческим гением.

Водопад на фоне руин

Стоу является иллюстрацией контраста между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого. Попадая на его территорию, прогуливаясь великолепными аллеями, время как бы застывает, давая отдохнуть душе от бешеного ритма современной жизни, окунуться в тишину и благодать времени, когда не было мобильных телефонов, и человек еще не полностью утратил способность вдохновляться окружающим миром.

Стилистические направления

Парк является комбинацией разных ландшафтных техник, позволивших придать ему романтическую стилистику британского сада. Он стал эталоном английского пейзажного парка, а техники, использованные при его создании, пытались воспроизвести многие архитекторы в разные времена.

Время работы достопримечательности

Для посетителей Стоу открыт круглогодично. Начинает работать в 10 утра, и доступен для осмотра до 17 часов. Перед поездкой обязательно стоит посетить официальный сайт, удостоверится, что на дату Вашего приезда не запланированы санитарные работы или выпадает выходной.

Ценовая политика достаточно лояльна. Детский билет, который приобретается на детей от 5 до 17 лет стоит 7 фунтов. Дети до 5 лет могут посещать Стоу бесплатно. Взрослый билет стоит 14 фунтов. Также существуют семейные билеты стоимостью 35 фунтов и широкая система скидок для групповых посещений. Актуальные цены можно узнать на официальном сайте.

Также стоит приезжать пораньше, не откладывая визит на послеобеденное время. Территория достопримечательности очень большая и обойти все ее уголки невозможно за одно короткое посещение.

английские пейзажные парки

Английские пейзажные парки в XVIII-XIX вв.

Благодаря промышленной революции и развитию флота, Англия в XVIII – начале XIX в. стала ведущей экономической державой мира и распространила свое влияние на Северную Америку, Австралию, страны Востока. В богатеющей стране развернулось строительство жилищ и парков.

Пейзажные парки, пришедшие на смену регулярным, отличаются от них не только композиционными приемами, но и философией. Линейные посадки деревьев и кустарников сменились групповыми, появились массивы зеленых насаждений с естественными контурами, поляны и лужайки свободных очертаний. Стремление подражать природе проявилось в свободной планировке парков с выявлением особенностей рельефа, в создании водоемов с извилистыми берегами, криволинейных парковых дорожек.

Парки воспроизводители живописные природные пейзажи. Однако это было не простое «облагораживание» природных ландшафтов, создавались рукотворные пейзажные композиции ландшафтного дизайна, в которых не было случайных элементов. Создавалось продуманное соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств. Прокладывались пешеходные пути, идя по которым можно было наблюдать последовательную смену пейзажных картин. Чтобы усилить связь парков с окружающими ландшафтами, вместо оград устраивались рвы или изгороди маскировались зелеными насаждениями.

XVIII век называют эпохой Просвещения. Это период идеализации «золотого века» античности. В парках размещались разнообразные романтические сооружения – руины, гроты, хижины отшельников (эрмитажи); имитировалась сельская идиллия с декоративными пастбищами коров и овец, «крестьянскими» жилищами. Значительное влияние на развитие садово-паркового ландшафтного искусства оказали произведения пейзажной живописи таких художников, как Клод Лоррен, Никола Пуссен, Антуан Ватто, Оноре Фрагонар и др.

Именно в этот период европейцы познакомились с китайским садово-парковым ландшафтным искусством, которое поразило воображение европейских путешественников. Были изданы книги с превосходными гравюрами китайских императорских садов и парков.

В то же время английские пейзажные парки – не заимствование приемов и принципов паркостроения Китая, в английских пейзажных парках выражено собственное представление о красоте природы.

Читайте также:  Аметистовая драгоценность

Характерным примером английского пейзажного парка является парк Стоу, расположенный в районе Букингема (около 100 км от Лондона). Он создан на месте регулярного парка, перепланировку которого начал в 1714 г. Ч. Бриджмен, а завершили в 1738 г. Вильям Кент (1685-1748) и его ученик Ланселот Браун (1716-1783). В плане парк имеет форму неправильной трапеции. За дворцом, расположенным в глубине парка, находится большой луг, а за ним – озеро. В парке сформированы живописные пейзажи с многоплановыми перспективами, мастерски размещены зеленые насаждения, создающие игру света и тени. При создании парка был использован прием оптического включения в парковую композицию прилегающих ландшафтов, благодаря разрывам в стенах, окружающих парк. Парковые сооружения: храмы Вакха, Венеры, Дружбы, Палладиев мост – послужили примером для многочисленных подражаний.

Парк Кью в Лондоне, расположенный на берегу Темзы, занимает территорию площадью 160 га. В формировании его планировки и ландшафтных композиций с начала XVIII в. принимали участие: Бриджмен, Чемберс, В. Кент, В. Айтон, Л. Браун. Благодаря усилиям Дж. Бэнкса и Д. Хукера в оранжереях и питомниках парка была собрана богатейшая коллекция растений, привезенных с разных континентов. В 1841 г. королевским указом парк был объявлен Национальным ботаническим садом. В настоящее время это еще и памятник Всемирного культурного наследия.

Большое влияние на развитие пейзажного направления в европейском садово-парковом ландшафтном искусстве оказал теоретик и практик Хемфри Рептон (1752-1817). Он написал широко известный трактат по паркостроению, изданный в 1803 г., и сформулировал принципы ландшафтного проектирования пейзажных парков: следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной; парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникла иллюзия их естественного происхождения; все элементы парка должны быть подчинены единому замыслу.

Из Англии пейзажное садово-парковое ландшафтное искусство распространилось по всей Европе. В XVIII-XIX вв. пейзажные парки получили широкое распространение в Германии, Франции, России и других странах. Были изданы теоретические труды и практические руководства по пейзажному паркостроению. Многие регулярные парки в этот период были переделаны в пейзажные.

Английский пейзажный парк

  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк
  • Романтическое дыхание природы — английский пейзажный парк

В начале XVIII века просвещенными умами овладел романтизм. Природа, нетронутая рукой человека, стала казаться потерянным раем. Первыми на зов собственной души откликнулись жители туманного Альбиона: именно в Англии возникло новое отношение к приусадебному ландшафту. Симметричные французские парки à la Версаль с геометрически правильными клумбами и аккуратно подстриженными кустарниками начали утомлять своей искусственностью.

Картины пейзажистов Никола Пуссена и Клода Лоррена, идеализирующие природу, стали источником вдохновения для садовников, проектирующих озеленение участка. А поэт Александр Поуп в эссе 1713 года сформулировал постулаты ландшафтного дизайна, призванного подчеркнуть натуральную красоту «милой Англии». Природа, по мнению этого одного из первых адептов зарождающегося стиля, не должна быть забыта ни в коем случае, а руководствоваться надлежит «духом места».

Парк стал имитировать натуральные лесные заросли, где можно найти уединение и предаться созерцанию и мечтам. Идеализация прошлого добавила парку аксессуаров: это искусственные руины, заброшенные пейзанские строения, статуи, отмеченные печатью времени.

Восемнадцатый век с легкой руки британцев стал веком пейзажного сада в Европе. В девятнадцатом веке вслед за аристократами облагораживать свои сады принялись представители среднего класса, вдохновляясь поместьями Кларемонт, Стоу, Стоурхед — образцами английских садово-парковых ансамблей. Устоявшаяся система садово-паркового дизайна продолжает использоваться жаждущими романтики потомками и в XXI веке.

Английский пейзажный парк в условиях загородного дома

Разумеется, оформление имеющегося в наличии пространства зависит от проекта дома. Один стиль для особняка и окружающей его территории — оптимальное решение. Если дом выдержан в английском стиле, то он идеально впишется в аналогичным образом благоустроенный ландшафт.

С их легкой руки англичан вы не обязаны бороться с неровностями рельефа, наоборот: используете все холмы и впадины, подчеркивая натуральность природного окружения. Английский сад вполне можно адаптировать и на местности небольшого размера.

Основной принцип английского сада — «организованный хаос». Деревья, кустарники и цветы высаживаются вперемешку: имитируется беспорядочная натуральная поросль. Тропинки замысловато вьются, подчиняясь естественным поворотам.

Английский парк часто включает водоем, искусственные руины и тому подобные элементы идиллического пасторального пейзажа. Вам достался участок без озера или ручья? Вполне реально соорудить крохотный пруд и окружить его растительностью: плакучими ивами, камышами, кустарниками.

Непременно должны быть лужайки с послушной газонной травкой, не вырастающей выше нужного уровня. Рощи — тоже неотъемлемый элемент ландшафта. Конечно, необозримые гектары зарослей вам не угрожают, но высадить в тщательно продуманной хаотичности несколько деревьев будет вам по силам.

А если у вас абсолютно нет времени заниматься благоустройством территории или ваш перфекционизм не позволяет доверить проектирование ландшафта самому себе, то обратитесь в Casa Ricca Club в Москве и ваш романтический английский сад расцветет благодаря заботе наших дизайнеров.

Пейзажный английский парк

Редакция проекта « Загородное Обозрение »

197022 , Санкт-Петербург , Большой пр. П.С., 83

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Загородное обозрение

Если французский регулярный стиль, лучше всего известный по Версалю, с помощью прямых дорожек и стриженых кустарников демонстрировал полный контроль человека над природой, то английский пейзажный стиль проповедовал искусство, неотличимое от природы.
Пейзажный парк обычно включает озеро, холмы, покрытые лугами, среди которых разбросаны группы деревьев и единичные постройки: храмы, готические руины, мосты и прочая живописная архитектура, вызывающая ассоциации с пасторальными ландшафтами. Со временем этот стиль распространился по всему миру, и в XIX веке большая часть общественных парков и садов создавалась под его влиянием.

Основатели стиля

Создателями пейзажного парка считаются Уильям Кент и Чарльз Бриджман. Архитектор, художник и дизайнер мебели Уильям Кент (1685–1748) прожил в Италии более десяти лет и вдохновился знаменитыми классицистическими зданиями Андреа Палладио в регионе Венето. Вернувшись в Англию, он строил виллы в палладианском стиле и проектировал сады, соответствующие этим торжественным зданиям. К его работам относится первый настоящий английский пейзажный парк в Чисвик-Хаусе, сад в Стоурхеде, который считается одной из первых работ в «живописном жанре», а самым значительным считается Роушэм-Хаус в Оксфордшире. Наиболее масштабная по площади работа — это Стоу-Хаус в Бакингемшире, который был переделан из регулярного парка в пейзажный и переосмыслен как естественное продолжение окружающего ландшафта.
Чарльз Бриджман (1690–1738) был сыном садовника и опытным садоводом, занимавшим должность королевского садовника при дворе королевы Анны. Он поддерживал и перестраивал сады в Виндзоре, Кенсингтонском дворце, Хэмп­тон-корте и Гайд-парке. Вместе с Кентом он работал над несколькими крупными садами, поскольку его познания в ботанике и садоводстве помогали Кенту реализовывать архитектурные фантазии.

Большой стиль

«Великая эра» английского пейзажного парка наступила чуть позже. Наиболее влиятельным дизайнером считается Ланселот Браун (1716–1783), по прозвищу Capability (талантливый, умелый, производительный).
Так его прозвали не зря — он создал около 170 садов, самые известные его работы: Петуорт в Западном Сассексе, Четсворт в Дербишире, Бовуд в Уилшире и дворец Бленхейм в Окфордшире. Браун упрощает структуру парка, полностью отказываясь от геометрических линий аллей и партеров, которые он заменяет открытыми пространствами полян и лужаек, откуда открываются перспективы, визуально расширяющие парк.
Хэмфри Рептон (1752–1818) — последний великий английский ландшафтный дизайнер XVIII века, часто называемый преемником Умелого Брауна. Рептон не любил открытые пространства, засаживал свои сады кустами и деревьями, организованными в группы разной плотности. Среди самых известных его работ — Блейс-кастл в Бристоле, Уобёрн-Эбби в Бедфордшире и Стоунли-Эбби в Уорвикшире.

Читайте также:  Как варить варенье малиновое

Особенности стиля

Рептон сформулировал основной принцип построения пейзажного парка: свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада — добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.

Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом.
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина. В англо-китайских садах были павильоны шинуазри (в буквальном переводе с французского — «китайщина»), так, например, появилась пагода в садах Кью Уильяма Чемберса. Нередко в парке строились павильоны в разных стилях.

С острова на континент

Популяризатором пейзажного парка стал Жан-Жак Руссо, который перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. Прижились парки в Германии, где близ Дессау и Бад-Мускау появились сады, не уступающие английским образцам.
Не отставала и Россия: под Петербургом есть изумительные образцы пейзажных парков: Екатерининский, Павловский и Гатчинский, а также Монрепо в Выборге.

Правила английского сада. Часть I. Классические принципы

Добавление статьи в новую подборку

Многие из садов и парков этой страны были созданы несколько столетий и даже тысячу лет назад, и восхищают до сих пор. Пожалуй, первая ассоциация, которая приходит на ум, когда речь заходит об Англии – газон, сад, пейзаж.

Эта страна на весь мир славится своими традициями и диктует правила создания живописных ландшафтов уже не одно столетие. Сад и парк для каждого англичанина – обязательная часть его дома, его жизни.

Английским садово-парковым традициям не один век, а может, и тысячелетие. Говорят, пейзажный стиль ландшафтного дизайна стал зарождаться в Англии еще в VIII веке: сады при монастырях стали устраивать по определенным правилам. Но давайте вместе прогуляемся по типичному английскому парку и рассмотрим его основные правила.

Нарциссы в английских парках зацветают уже в феврале

Главный принцип: следовать духу места

Эта страна неподражаема в своей верности традициям, в том числе и садовым. Практически все парки здесь сохранили планировку, которая была задумана при создании, несколько столетний назад.

Доминантными точками ландшафта каждого старого поместья или замка обязательно являются деревья, чей возраст поражает: самому старому тису в Великобритании приблизительно 5 тысяч лет от роду! Он растет в Шотландии, англичане зовут его Фортингейл.

Здесь вообще история совсем рядом. Любой житель Альбиона расскажет вам, что дернина газона в Тауэре, по которой 500 лет назад катилась голова казненной Генрихом VIII Анны Болейн, до сих пор та же самая!

Классические правила английского садово-паркового дизайна неизменны на протяжении последнего тысячелетия. Их главный принцип: следовать духу места.

Главное впечатление, которое должен оставлять английский парк – абсолютная естественность

Организовывая сад или пейзажный парк, не нужно пытаться изменить природу. Необходимо лишь верно расставить акценты в том, что уже создано. Именно поэтому в английском парке почти нет прямых линий, характерных для регулярных садов Европы. Здесь не может быть асфальтовых дорожек, только гравийные, из натурального материала. И каждая из них не прорубает перспективу, как в регулярных садах Европы, а струится, повторяя линии ландшафта.

Здесь зачастую смешиваются понятия сада и парка. Сад в Англии – это не только плодовые насаждения. Все, что не является большим городским или замковым парком, называется садом, хотя в нашем представлении мало на него похоже.

Основное правило английского садово-паркового стиля – все должно выглядеть так, будто растет без вмешательства человека. Но за этой живописностью и кажущейся естественностью таится огромный труд нескольких поколений садовников. Стоит ли говорить, что эта профессия здесь очень уважаема, во многих семьях передается из поколения в поколение. А у садовника не английского происхождения здесь будут большие сложности с трудоустройством.

Постоянство во всем

Любовь англичан к садоводству стала постоянной примерно с XVII века. В ту пору на остров массово перебирались гугеноты из Голландии, они-то и привили жителям Альбиона страсть к цветоводству. И в английских парках появились живописные клумбы с розами, которые теперь стали одним из символов страны.

Этот парк в замке Лидс уже не одно столетие не меняет своих очертаний

На постоянство в садовом дизайне сильно влияет умеренный английский климат, в котором растения чувствуют себя очень комфортно: они не вымерзают зимой (ведь здесь нет морозов) и не иссушаются летом (средняя летняя температура +16°С), к тому же нередко идут дожди. Поэтому здесь много вечнозеленых растений – от фикусов до юкк. А леса даже без листьев выглядят зелеными – многие из них увиты вечнозеленым плющом.

Английский сад всегда построен “от ландшафта”: в нем подчеркнуты самые красивые природные места и задекорированы с помощью растительности не самые живописные.

Кантри по-английски

Коттеджный сад (Cottage garden) – характерный стиль для маленького английского домика. Такие пасторальные картинки домиков, утопающих в цветах, очень популярны в Интернете, вы наверняка их видели.

Пастаральный котеджный сад пришелся по душе жителям провинциальной Англии

Все растения здесь всегда сидят очень плотно. Отвоевывая друг у друга жизненное пространство, они лишь хорошеют. Для этого стиля характерно смещение посадок – цветы здесь обычно в плотном соседстве с полезными растениями: фиалки отлично оттеняют шпинат или низкорослые сорта помидор. И в обязательном порядке много пряно-ароматических трав, которые растут не только на клумбах, но и в многочисленных горшках, выставленных во внутреннем дворике. Наверное, наши дачные дома отдаленно напоминают стиль Cottage garden. Вот только нет у них такого очарования затерянности в растительности. Впрочем, это и невозможно при наших маленьких метражах.

Читайте также:  Альтернативные источники питания для загородного дома

Вертикальное озеленение обязательно

Озеленение в любом английском парке – будь то маленький коттеджный садик или большой парк, – не только горизонтальное. В каждом английском саду должны быть арки, перголы, беседки, а в больших – руины ротонд и фрагменты старинной каменной кладки – они очень живописны, к тому же служат прекрасной опорой для вьющихся растений.

Любые архитектурные сооружения в пейзажном парке всегда второстепенны

Малые архитектурные формы английского сада должны быть состаренными, местами покрытыми мхом, будто природа пытается вернуть то, что отобрал человек. Это называется “вписание в пейзаж”. Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны – арка или пергола должна быть поглощена растением, которое маскирует все острые углы, сглаживает и примиряет ее с природным пейзажем.

Ищем кульминацию

Попадая в английский сад, человек не должен быть оглушен всем сразу. Предполагается, что он будет постепенно открывать для себя парк, на каждом этапе пути созерцая все новые пейзажи и виды. В парках известных английских поместий смена перспектив будто срежиссирована умелым дизайнером: сначала мы любуемся видом на старинный тис, за следующим изгибом тропинки – на небольшой крытый соломой сарай (подобные сооружения здесь считаются украшением ландшафта). Подчиняясь этим композиционным правилам, дворец, замок или главный дом поместья выглядит так, будто его “вписали” в существующий ландшафт, а не разбили парк вокруг него.

Кульминацией английского сада или парка чаще всего становится живописный пруд

А кульминацией старого английского парка практически всегда является заброшенный пруд, небольшое озерцо, ручей или затон, на котором гнездятся водоплавающие птицы. Их здесь очень любят. Многие крупные парки гордятся численностью своих пернатых жителей, у многих из них есть куратор, который следит за их рационом и здоровьем.

Дом не должен “разбивать” пейзаж

О каком бы размере участка ни шла речь – многокилометровый замковый парк или небольшой коттедж в сельской Англии — дом всегда будет спрятан в его глубине. Он не диссонирует с ландшафтом. Напротив, будет в него вписан и задекорирован растительностью. А вот яркие клумбы и буйство цветочных красок уместны только в обрамлении дома. Внутри пейзажного ландшафта они чужеродны. Разве что крокусы или первоцветы вдруг яркими брызгами взорвут монотонность февральского пейзажа.

Основные принципы английского пейзажного сада:

  • планировка, условия в которой может диктовать только ландшафт;
  • все, что есть красивого в данной местности, необходимо подчеркнуть;
  • сад должен открываться постепенно, виды с разных ракурсов не должны напоминать зеркальное отражение;
  • малые архитектурные формы должны быть плотно задекорированы растительностью;
  • у посетителя должно оставаться ощущение естественности и безмятежного очарования.

Классический английский домик должен утопать в цветах

В нескольких словах нельзя описать все то, что в Англии культивировалось тысячелетиями. Самые старые парки здесь были разбиты более тысячи лет назад и выглядят безупречно до сих пор. Эта страна остается для всего мира законодательницей садовых тенденций, именно здесь проходят самые крупные и авторитетные выставки садового и цветочного дизайна, у большинства гуру ландшафтного дизайна всего мира именно английское образование. Но даже не это самое главное. Путешествие по этой стране оставило четкое убеждение: англичане не мыслят себя без садика. Пусть даже он может уместиться на подоконнике или балконе. Но он должен быть. А в нем – свежие новинки сезона.

О том, как выглядят сады простых жителей Англии и огороды дворцовых поместий, читайте во второй части нашей истории.

Английский пейзажный стиль

Свободный и непредсказуемый Английский пейзажный стиль

В начале 18 века знаменитый английский архитектор сэр Джон Ванбро, занимаясь строительством дворца Бленим, рядом с Оксфордом, обратился к заказчице проекта, герцогине Саре Мальборо с официальным «Меморандумом», в котором убедительно просил ее не сносить полуразрушенный дом на участке строительства. Архитектор обращал внимание герцогини на тонкое очарование естественности, присущее этим руинам.

Вскоре с его легкой руки началась эпоха нового взгляда на культурные парки: взгляда, бережного к природе во всех ее проявлениях. Парковый стиль получил название «пейзажного» или английского. Впрочем, Англия является родоначальницей именно европейского направления этого стиля. Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

Англичане заметно усовершенствовали этот стиль, внесли в него чуть «английской чопорности» и старомодной аккуратности. Направление получилось совсем новым и своеобразным. Идеально вписавшиеся в эпоху романтизма Англии 18 века с его бунтарством и сопротивлением строгой классике, пейзажные сады остались английской «визитной карточкой» на все времена, и очень скоро оказались уместными и любимыми во всем мире.

Главная «изюминка» пейзажного сада – органичность, общность с окружающим ландшафтом. Сад должен выглядеть естественной его частью, продолжением. Ассиметричные, природные линии, почти незаметное исправление зримых недостатков участка, обширные лужайки и даже луга – это обязательные атрибуты английского паркового стиля. Рука человека видна лишь в ухоженных клумбах и некоторой аккуратности природного буйства. Кстати, в истинном английском саду луга обходятся без стрижки.

Цветов в английском саду высаживается мало. Цветники компонуются возле дома или водоема. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета, окраска листвы в разное время года. Дом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьев. Дорожки извилистые, кроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный камень.

“При этом, – пишет А. Э. Регель, – искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты – по возможности развиться, а при отсутствии таковых – созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности”.

К концу 18 века английским архитектором ландшафтов Хамфри Рептоном были разработаны единые правила создания пейзажных садов. Его главные принципы – зримая естественность и незаметность искусственного вмешательства. Ими и поныне руководствуются дизайнеры и садоводы.

Вслед за Англией пейзажный парковый стиль полюбился свободолюбивым французам. Интересно, что ценящим строгость и четкую размеренность педантичным немцам он тоже пришелся по душе: один из известнейших пейзажных парков мира, объявленный Памятником Всемирного наследия, находится в Германии, в королевстве Дессау-Верлиц.

Созерцая красоту пейзажного парка, зритель восторгается не столько талантом и трудом садовников, сколько гармонией и мудрым совершенством самой природы. Почти полное отсутствие четкого плана, неровные поляны и раскидистые деревья дарят ощущение свободы и непредсказуемости. Невозможно вычислить, что ждет тебя за следующей рощицей – заросший пруд или нарядный цветник.

В России одни из самых первых и известных пейзажных садов находятся в Петергофе и Павловске под Санкт-Петербургом. Не менее известен и Царицынский парк в Москве, представший во всей своей красе после грандиозной реконструкции.

Ссылка на основную публикацию