Видовая точка в ландшафтном дизайне

Видовые точки в дизайне сада

Возьмите на вооружение информацию, как использовать видовые точки в дизайне сада. Когда объект располагается так, чтобы служить видовой точкой, или точкой фокуса, он выделяется на фоне окружающего пейзажа. И это не преувеличение – вертикальное украшение, например обелиск, высокое дерево или крупные цветы коровяка и бигнонии возвышаются над своими более низкорослыми соседями и, соответственно, первыми притягивают взгляд. То же самое происходит, если объект размещают так, что наблюдатель видит его немного раньше, чем остальную часть композиции. Часто случается, что слово «выделяется» используют не в прямом, а в переносном смысле. Это означает, что объект создает контраст со своим фоном или виден на нем очень ярко. При создании контраста мелочей не бывает. Материалы, фактура, линии, формы и цвета – все играет свою роль.

Видовые точки в дизайне сада. Когда фон создан из природных материалов и растений, с ним будет контрастировать любой искусственный объект. В массе листвы светлые краски, подчеркнутые гладкой фактурой, выделяются особенно заметно. Жемчужные тона мраморной статуи и выкрашенная белой краской скамейка немедленно привлекут к себе внимание. Если такой контраст кажется вам слишком резким, вы можете смягчить его визуальное воздействие, выбрав для статуи не мрамор, а известняк (через некоторое время лишайник еще больше заглушит яркость красок), и покрасив скамейку в бледно-серый цвет. Как вариант используйте некрашеную, подвергшуюся воздействию погоды древесину. Но бывает так, что даже близкие к природным тона, например купальня для птиц из сланца или выкрашенная темно-зеленой краской скамья, не помогают: объекты все равно создают резкий контраст благодаря своим жестким линиям.

Перспектива – наиболее сильное средство выра­жения пространственной глубины сада. Ограниченная посадками или сооружениями, узкая направленная перспектива называется видом, иливистой. В перево­де с итальянскоговиста означает «красивый вид». Ви­ста как прием ландшафтного дизайна издавна приме­нялась при создании садов.

Угол зрения человеческого глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикальной – 26°. Это означает, что все предметы, находящиеся вне преде­лов углового зрения, не воспринимаются. Данное об­стоятельство учитывается проектировщиком при раз­мещении кулис – зеленых рамок из деревьев и кустар­ников, обрамляющих висту.

Кулисы могут быть многоплановыми. Они фокуси­руют внимание наблюдателя на так называемом фоку­се интереса – завершающем висту объекте. Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из расте­ний, скамья, садовая скульптура.

Садовые висты, как правило, относительно неглубо­кие – длиной не более 100 м. Но и такой размер позво­ляет создавать рукотворные многоплановые перспек­тивы, зрительно увеличивающие площадь сада.Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах.

В исторических парках встречается прием, полу­чивший название «ах-ах». При движении по прогулоч­ной дорожке вдоль границы сада устраивается про­рыв в зеленом массиве или в живой изгороди с рас­крытием вида на окружающую местность. Вместо вы­сокой ограды здесь устраивается ров и таким обра­зом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завер­шить и садовую висту.

С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садо­вая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка».Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.

Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные компо­зиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора. На от­носительно больших расстояниях – 700-1500 м – мож­но рассмотреть массы насаждений и уловить разницу между планами. На расстоянии 200-700 м можно от­личить отдельные деревья, группы деревьев, опреде­лить породы – лиственные, хвойные. От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На рас­стоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья. Видны не только форма кроны, оттенок зелени лист­вы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстоя­ния воспринимаются только по форме и светлоте зе­лени. С расстояния 5-10 м можно рассмотреть деко­ративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников. С этого рассто­яния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотре­нии видны детали строения растений: гофрирован­ные лепестки, опушение и т.п.

Итак, наиболее четко на расстоянии просматрива­ется форма кроны деревьев. По мере приближения различимы светлая и темная листва (хвоя), затем ха­рактер ветвления, плотность кроны, размер листовой пластинки, оттенок зелени, форма листа и вблизи – мелкие детали строения. Эти обстоятельства учитыва­ют при составлении композиций из растений и их раз­мещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.

Проектирование видов идет двумя путями. Уже су­ществующие на территории сада или за его предела­ми виды оформляют кулисами, промежуточными пла­нами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно созда­вая комфортные условия для их восприятия.

Второй путь заключается в проектировании и со­здании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гос­тиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с пло­щадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки. Благодаря небольшим размерам и «приближен­ности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыще­ны деталями мелкими нюансами. Вот почему при про­ектировании малого сада так важно знание проекти­ровщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало

Наиболее выигрышную видовую точку «закреп­ляют» – оформляют мощением, скамьей, видовой беседкой.

В русских садах XVIII—XIX вв. беседки с открываю­щимися из них видами на окружающую местность на­зывали миловидами. Ставили миловиды в определен­ных точках рельефа, обычно на возвышении.

Среди отечественных паркостроителей того вре­мени особым искусством в обработке и использова­нии видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За про­шедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости. Природные пейзажи утра­тили потенциальную опасность, враждебность. При­рода, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.

Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное дей­ствие. Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими по­возками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна. Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, уга­сающий закат или нарождающийся рассвет, летя­щие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.

Вывод:Законы линейной и воздушной пер­спективы – лежащие в основе приемов ландшафтного дизайна, позволяют зрительно увеличить пространство сада и глубину видов, замаскировать неприглядные и мешающие целостному восприятию сада объекты, уси­лить звучание тех или иных композиционных приемов.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Вот так фокус! Или о ландшафтном дизайне

Ландшафтный дизайнер может заставить зашуметь на участке несуществующую бамбуковую рощу, вдвое увеличит крошечную лужайку и позволит уединиться на густонаселенном дачном участке. Впрочем, научиться этим фокусам может каждый. Итак – ландшафтные фокусы с их последующим разоблачением.

Иллюзия простора

Человек, как известно, существо неблагодарное. Сколько бы у него ни было места для жизни (шесть соток или шесть гектаров) – все ему кажется, что «маловато будет». Впрочем, дело не в размерах, а в их восприятии. И если вам хочется простора, организуйте его себе сами. Можно и на маленьком участке. При проектировании открытых пространств – водоемов, полян и лужаек – нужно стремиться зрительно, увеличить их. Или, по крайней мере, не уменьшить в результате своих дизайнерских ухищрений.

Фокус 1. Любуемся правильно

В ландшафтном дизайне есть такое понятие – видовые ТОЧКИ. Так называются места, с которых открываются наиболее интересные виды на сад и окрестности. И мы устанавливаем там скамейки, беседки, перголы, ротонды. Сидим и любуемся. А чтобы объект любования казался больше, вид, открывающийся с этой точки, должен быть как можно более глубоким. То есть скамейку нужно поставить на самой короткой стороне лужайки или берега вытянутого водоема (См. рис.).

Иллюзия жизни

Прежде этот трюк использовали только флористы, оформляя интерьеры. Сегодня и ландшафтные дизайнеры решаются выдавать неживой материал за живой.

Фокус 2. Вешаем картину

В наших краях не растет бамбук – как ни старайся. А ведь именно он – стилеобразующее растение для столь модных японских и китайских садов. Что делать? Ждать последних достижений генетиков и селекционеров? Но к тому времени увлечение Востоком может сойти на нет. Чтобы не отстать от моды, можно попробовать «вырастить» искусственную рощу. Ничего общего с пластмассовыми пальмами из дешевых кафе.

Мы сделаем это элегантно, как изображено на фото.

Японский уголок в углу участка представляет собой деревянную площадку для чайной церемонии, рядом с которой расположена деревянная рама. За этим символическим окном стоит прекрасная бамбуковая роща. На самом деле она представляет собой сухие стволы бамбука, воткнутые в землю. Но, поскольку рама отсекает верх и низ нашей рощи, зритель догадается об этом лишь после длительных раздумий.

Фокус 3. Создаем воду

Нет места для декоративного водоема или желания обременять себя лишними хлопотами? Обустроим на участке сухой ручей -очень, кстати, сегодня модный. Композиция из инертных материалов (камней, щебенки, кусков зеркала или просто стекла) и умело подобранных растений создаст иллюзию присутствия воды.

Иллюзия одиночества

«Самая большая в мире роскошь – это роскошь человеческого общения», – обмолвился много лет назад французский летчик Сент-Экзюпери. С тех пор ставшая хрестоматийной фраза хоть и не потеряла своей актуальности, но подходит далеко не всем. И для многих самая большая роскошь сегодня – возможность побыть одному. Не каждый может позволить себе скрыться от суматошного мира в огромном тихом парке, принадлежащем лично ему. Но и на маленьком участке можно создать укромные уголки – или хотя бы их видимость.

Фокус 4. Ставим экраны

Проектируя небольшой участок, не забывайте о создании на нем визуальных экранов. Это может быть древесно-кустарниковая группа, решетка, пергола, на худой конец – заборчик. Задача всех этих сооружений и насаждений – помимо выполнения технических и чисто эстетических функций – визуальная изоляция. При помощи этих экранов мы делим пространство на малые объемы. Сделать это можно по-разному.

Сформировав мыс и расположив на нем группу деревьев, можно разделить площадку для отдыха, расположенную на одном берегу пруда, на две. Люди будут сидеть совсем близко, но чувствовать себя отделенными от всего мира.

На узком вытянутом участке расположим кулисы. И таким образом создадим несколько уединенных мест, с которых открываются одни и те же пейзажи.

Сад кустарников: структура и объем

В прошлый раз (Сад кустарников: всерьез и надолго) мы привели серьёзные доказательства того, что кустарники вобрали всё лучшее, что есть у многолетников — с одной и у деревьев — с другой стороны. При этом сделали акцент и на то, что всё-таки сад, основу которого составляют кустарники, у нас ещё большая редкость. Допустим, мне удалось убедить вас в необходимости обратить своё внимание на кустарники, и вы готовы высадить их у себя и сделать основой сада. А что дальше?


Мало признать преимущества кустарников — важно грамотно разместить их в саду

Дело в том, что признать преимущества кустарников мало — важно также понимать, куда и как они могут быть высажены. Правильной посадкой кустарников сад можно сделать интересным и уютным, а неправильной — напрочь «убить» его и сделать кустарники врагом комфорта и красоты в своём саду.

Зачем и почему нам нужен план

Первое и довольно важное условие: следует приступать к выбору места для кустарников (впрочем, как и для любых других растений) в тот момент, когда уже ясна основная структура сада. И пусть на ней ещё не будет указания места посадки конкретных видов и сортов выбранных растений — важно, чтобы была понятна логика их расположения. Уже известно, где пройдут дорожки, где будут площадки; проанализированы видовые точки, с которых мы читаем сад и его окружение (если оно того заслуживает); решено, где в саду будут располагаться объёмы, а где останется плоскость земли, выраженная газоном или иными садовыми элементами.


Начинать необходимо с планирования, создания структуры сада

По сути, это и есть работа ландшафтного архитектора. Вслед за ним придёт ландшафтный дизайнер и будет обыгрывать дорожки и площадки, заполнять растениями объёмы заданной высоты и ширины. А вот когда человек идёт от обратного — сначала выбирает некоторое растение, а потом ищет место в саду, куда бы его приткнуть,— он совершает ошибку (едва ли не самую распространённую).

В конце концов, отчаявшись найти место для нового растения, человек «временно» прикапывает его, но это «временно» затягивается, как правило, надолго. Страдает сад. Вернее, сада-то и нет по сути, так как отсутствует его структура. Зато в наличии стихийные беспорядочные «временные» посадки, а также те растения, которые хозяева сада каждый год переносят с места на место.

В нашем каталоге, объединяющем предложения крупных садовых интернет-магазинов, найдутся кустарники для воплощения любых ваших дизайнерских идей. Посмотреть каталог и выбрать кустарники для своего сада.

Понятно, что в этих поисках лучшего места есть и своя прелесть, некий творческий процесс. Не будем исключать его полностью, но давайте ограничим площадь допустимых пересадок, причём границы этой площади не должны совпадать с границами всего сада. Эти границы мы, проектируя сад, определяем сами, исходя из заданных условий.

Создаем план своего будущего сада

Сначала мы найдём место на плане, где должен возникнуть нужный нам объём, затем наметим высоту этого объёма, а уже потом его плотность, цвет, сезонную изменчивость и прочее. Именно внутри заданного нами пространства мы можем пересаживать растения сколь угодно долго, экспериментировать с новыми приобретениями и их сочетаниями. В этом случае, что бы мы ни делали внутри заданных объёмов, структура сада не претерпевает значительных изменений, и если она с самого начала была проработана качественно, то сад не потеряет своей привлекательности от нашей неутомимой деятельности.


Внутри заданных объемов можно будет продолжать эксперименты

Видовые точки и садовые картины

Как же найти верные места для таких объёмов? Важно подойти к этому творчески. Для начала мы определяем условия участка, особое внимание при этом уделяя расположению видовых точек и тех садовых картин, которые с них можно видеть. Напомним, что видовая точка — это то место, в котором находится зритель, а садовая картина — это то, чем он может отсюда любоваться.

Видовые точки могут быть статическими и динамическими. Статические закреплены на местности (окно дома, беседка, скамейка, крыльцо и т.д.), динамические — не закреплены (повороты дорожек, выходы из-за угла дома, смена закрытого пространства на открытое (из плодового сада — на газон, например). Садовые картины мы также можем разделить, и в первую очередь — на привлекательные и непривлекательные. При этом понимаем их широко — то есть, учитываем не только то, что видим в пределах своего забора, но и то, что находится за ним: дом соседа, его плодовый сад, лес за участком и тому подобное.


Нужно, чтобы с каждой видовой точки открывался хороший вид

Приходится признать, что зачастую в наших садах скамейки и беседки ставят там, откуда и вида-то никакого не открывается (или открывается, но недостаточно привлекательный, а то и просто удручающий). И наоборот, нет ни одной видовой точки именно там, откуда открываются самые выигрышные картины. Наша задача – дать каждой видовой точке хороший вид, а каждому хорошему виду — возможность наблюдать его.

Расположение кустарниковых объемов

Формирование недостающих картин и изменение в лучшую сторону непривлекательных (вплоть до их сокрытия) — это и есть основной мотивирующий фактор при выборе того или иного расположения кустарниковых объёмов. При этом, хоть это и основной фактор их расположения, он не единственный. Могут вступать в силу и такие мотивировки как желание закрыться от пыльной дороги или, например, высадить плотную живую изгородь для защиты от домашних животных, но степень их важности второстепенна.


При помощи кустарников можно сформировать нужную картину или скрыть непривлекательную

Старайтесь к распределению таких объёмов подходить творчески. Проектируя их, нужно помнить о том, что за счёт кустарников мы можем перекрыть взгляд не только вертикальной плоскостью, но и горизонтальной. Иногда это нужно, когда не хочется закрывать от глаз пространство своего сада, но при этом хочется избежать, например, зоркого взгляда соседа, сидящего на балконе в доме напротив. Особенно важно перекрытие по горизонтали в тех случаях, когда закрыть нужно что-то высокое, а подобрать подходящее растение затруднительно. К тому же, в этом случае не сокращается пространство сада, так как оно остаётся в поле нашего зрения.

Высота кустарниковых объемов

Допустим, мы определили предположительное расположение объёмов сада, а как нам определить их высоту? Это напрямую будет зависеть от того, как далеко расположена группа от видовой точки. Высота растительной группы, закрывающей, к примеру, неприглядное здание, уменьшается при приближении к наблюдателю. У самой видовой точки она может быть и совсем невысокой (вполовину меньше дальней), а здание будет закрывать с тем же успехом, что и дальняя. Учитывая, что объёмы расположены на разном удалении от видовой точки, их высота будет различной.


Объем и высота кустарниковых групп могут различаться

Само объемное пятно на плане неоднородно: где-то сужается, где-то расширяется. Это повлияет и на высоту, которая, естественно (по аналогии с природой), должна быть выше там, где пятно более широкое, и ниже там, где оно узкое.

Однако сказанное касается лишь одного конкретного объёмного пятна в саду, а как могут взаимодействовать высоты отдельных пятен между собой? Сказанное далее не является обязательным условием, но когда это правило используется, итог заметно украшает сад и делает его более интересным. Речь о противофазах линий верхней кромки высот растительных групп у композиций, расположенных друг за другом: там, где понижается высота ближней группы, высота дальней — повышается. Особенно эффектно сад, построенный по такому принципу, воспринимается с динамических точек, то есть при движении по нему.

О важной роли естественности

Хочется отметить и ещё один важный нюанс, который позволяет создать более естественный сад, но увы, не так часто нами используется. Многие при проектировании объёмов на участке почему-то очень боятся пронзить ими дорожки, площадки, боятся поглотить ими баню, дом или его часть. В итоге получаются сиротливые, не связанные друг с другом островки зелени на фоне газона. Эстетики никакой, но даже не это главный минус: самое удручающее здесь то, что нет естественности сада.


Очень часто садам не хватает естественности

Мир устроен так, что сначала была природа, потом человек у неё отвоёвывал пространство, вырубал деревья, ставил дома, другие постройки. Понятно, что сейчас мы делаем зачастую всё в обратном порядке: получаем участок в чистом поле, ставим дом, а потом обсаживаем его растениями. Однако и в этом случае, если мы хотим получить сад с естественным обликом, окружая дом объёмами, мы должны прийти к такому результату, чтобы казалось, что строение вписано в уже давно существующий ландшафт, а не поставлено и потом обсажено растениями.

Достичь этого можно только тогда, когда мы намеренно перерезаем дорожки объёмами (создавая при этом иллюзию того, что растительный массив уже был, а мы лишь проложили в нём тропу), поглощаем дом растительным объёмом (при этом создавая иллюзию того, что объём уже был, а мы в нём лишь вырубили место для площадки под дом) и так далее.

А что насчет выбора растений?

Ну и в заключение хотелось бы обратить внимание читателя на то, что на протяжении всего этапа разработки объёмно-пространственной структуры сада мы не говорили о конкретных видах и сортах кустарников. Нам важно было не отвлекаться на это, а максимально тщательно продумать, где должны быть объёмы, а где нет, какими они должны быть по высоте. Теперь мы знаем об этом, и на следующем этапе будем насыщать их конкретными видами, исходя из заданных условий. Вот тогда нам пригодится и знание ассортимента, и сведения о колористике, стилистике, сезонной изменчивости.


К наполнению сада конкретными растениями нужно приступать после разработки плана

Это не означает, что, если у вас уже есть какие-то любимые растения, их надо игнорировать. Если они есть— это даже хорошо, так как вам будет от чего отталкиваться в последующем подборе растений. Выпишите их все на поля своего плана с объёмами. Если же их нет— не тратьте сейчас времени на перелопачивание литературы по дендрологии. Лучше используйте его для корректировки плана будущей объёмно-пространственной структуры сада.

В следующих публикациях мы рассмотрим, каким образом следует заполнять запроектированные объёмы, как учитывать сезонную изменчивость кустарников, какие кустарники помогут образовать скелет сада, а какие будут служить его украшением, поговорим и о многом другом.

Цветники кругового обзора

Время чтения: 17 минут Нет времени читать?

В каждом саду найдется хотя бы одна растительная композиция, любоваться которой можно из нескольких видовых точек – на террасе, из беседки, от калитки. Кто-то закладывает их по наитию, ориентируясь на собственный вкус и предпочтения, кто-то – слепо копирует понравившуюся картинку из интернета. Но есть и иной путь. Научиться строить композиции кругового обзора с учетом законов гармонии и зрительного восприятия. Эту тему и предлагаем обсудить.

Пример круговой композиции, построенной на открытой площадке в проеме мощения

Cледите за нами:

Какую композицию можно считать круговой?

Композицией кругового обзора принято считать группу растений, высаженных на открытом пространстве и попадающих в поле зрения из нескольких видовых точек. Круговая – не значит круглая. Композиция может быть разной формы, но ее почти всегда можно обойти по периметру (в отличие от группы одностороннего обзора, которая, как правило, примыкает к забору или стене).

В частных садах такие цветники чаще всего разбивают на газоне, в проемах мощения, рядом с водоемом, в местах изгиба дорожек. В последнее время растет популярность контейнерных посадок, которые широко используют для украшения террас, патио. Группу таких растений, выставленных, к примеру, в зоне отдыха, тоже можно считать круговой.

Главное отличие между композициями одностороннего и кругового обзора заключается в том, что фон последней меняется в зависимости от точки, из которой вы на нее смотрите. В одном направлении это может быть кулиса из растений, в другом – забор, в третьем – дом. Такие моменты надо учитывать, иначе картинка будет выпадать из общей стилистики сада.

Чтобы рокарий на газоне смотрелся гармонично, разбейте его не по центру лужайки, а соедините с мощением, сделав естественный переход, например с помощью гравийной отсыпки

Выбор стилистики и внутренней структуры

В большинстве случаев для построения композиций кругового обзора используют два стиля – регулярный и пейзажный.

Рассмотрим особенности регулярной планировки.

  • Клумба чаще всего имеет круглую или овальную форму и концентрическую структуру – по центру находится доминанта (которой, к слову, может быть не только растение, но и фонтан, скульптура), на равном удалении от нее симметрично расположены другие элементы.
  • Приветствуются растения со строгой геометрией – с круглой, пирамидальной, колонновидной кроной, мраморная декоративная отсыпка.
  • Требует классического обрамления – идеально ровного газона, стриженых бордюров, домов с колоннами и балясинами.

Круглая клумба с вазоном по центру выполнена в регулярном стиле и имеет соответствующее окружение

У пейзажной композиции своя специфика.

  • Она имеет неправильную форму и размытые контуры, образующие «карманы». В них высаживают растения, существенно отличающиеся друг от друга и придающие композиции асимметричный вид.
  • Для нее подходят растения с живописной кроной и естественным природным обликом. Никаких стриженых шаров и топиарных форм!
  • Композицию не рекомендуют располагать в геометрическом центре открытого пространства.
  • Гармоничное окружение для группы пейзажного стиля составляют кулисы из деревьев, живописные кустарниковые группы, миксбордеры, каменные и деревянные конструкции.

Главный элемент группы, как правило, не отцентрирован, а может находиться в любой точке. Например, справа, как на представленной композиции

Месторасположение

Выбирая место для группы кругового обзора, в первую очередь оцените то, что вы вряд ли сможете изменить – фон. Причем из каждой видовой точки. Если он красивый – замечательно. А если, наоборот, неприглядный, не стремитесь скрыть его будущей композицией. Этим вы наоборот привлечете к нему внимание.

Какой выход? Во-первых, можно сдвинуть композицию. Во-вторых, использовать для маскировки неприглядного вида такие инструменты, как живые изгороди, решетки с плетущимися растениями, группы высокорослых кустарников, образующие зеленую кулису.

Группа деревьев на заднем плане частично перекрывает соседский дом и служит гармоничным фоном для клумбы в проеме мощения

Определение размеров

Допустим, вы определились, что композиция будет на газоне. Как рассчитать ее размеры и точное местоположение, чтобы из каждой видовой точки она полностью попадала в поле зрения?

Начнем с ширины. Из каждой точки обзора проведите в направлении будущей посадки лучи, составляющие угол 28–30°. Область пересечения подскажет вам, в какой части газона лучше всего расположить группу растений и какой ширины ее сделать, чтобы она воспринималась целостно по горизонтали.

Но это еще не все. Чтобы композиция попадала в поле зрения по вертикали, нужно произвести расчет ее высоты. Мы полностью видим предмет, если смотрим на него с расстояния, равного 2–2,5 его высотам.

Измерьте расстояние от каждой видовой точки до области обзора. Выберите самый большой показатель и разделите на 2–2,5. Это и будет предполагаемая высота самого высокого растения. Оно будет играть роль композиционного центра, которому подчинены остальные элементы.

Если из другой видовой точки расстояние намного меньше, не пугайтесь. Просто из этого ракурса нужно будет построить новую композицию, в которой самое высокое растение группы будет не акцентом, а фоном. А роль доминанты сыграет другой элемент.

Для расчета размеров можно использовать не самодельный чертеж, а большую (формата А4) черно-белую фотографию нужного участка сада, осветлив ее с помощью графического редактора. Так вам будет визуально легче представить будущую композицию.

Эта хвойная группа полностью просматривается и с крыльца дома, и со стороны газона

Секреты построения красивой композиции

Чтобы посаженные растения смотрелись как единое целое и их не пришлось несколько раз пересаживать, необходимо учесть и ряд других параметров.

Контраст и нюанс

Существуют два принципа построения ландшафтных групп – на контрасте (противопоставлении) и нюансе (подобии).

Если хотят получить эмоциональную картинку, ее создают на контрастах. Это может быть форма кроны деревьев (шар + пирамида), высота (высокий + низкий), цвета (светлый + темный), фактура листьев (крупный + мелкий).

Для мягкой, сдержанной композиции выбирают растения, которые отличаются не так резко. Игру нюансов дают различные оттенки одного цвета или, например, плавные перепады высоты растений с одинаковой формой кроны.

При построении композиции используют оба принципа, но главенствующий – один.

Принцип нюанса реализован с помощью использования растений с плакучей и округлой кроной, мягких переходов от золотисто-салатного цвета к насыщенному зеленому. Роль контраста играет отсыпка из коры и яркие вкрапления цветов

Ярусность и пропорциональность элементов

Чтобы одинаково хорошо просматривались все растения группы, их сажают ярусами. Доминирует самый высокий элемент. Ему подчинены растения чуть ниже, составляющие второй ярус, а им, соответственно – элементы третьего уровня и т. д.

Не менее важна и пропорциональность композиции. Разница высот главного и подчиненного элемента должна быть такой, чтобы доминанта выделялась, но не подавляла. Гармоничной считается такая группа растений, в которой элементы выстроены в соответствии с правилом неравностороннего треугольника – посередине самая высокая точка, слева – вторая по высоте, справа – самая низкая.

В композиции отчетливо просматривается иерархия (главный – подчиненный) и соблюдена пропорциональность элементов

Выбор растений

В композициях кругового обзора не может быть такой пестроты и разнообразия, как в миксбордере. Чаще всего их основу составляет группа хвойных и/или красивых лиственных деревьев и кустарников, а пространство между ними занимают многолетники.

Какие растения используют?

  • Разнообразные хвойные породы, палитра которых охватывает массу оттенков от золотисто-желтого до голубого и темно-зеленого.
  • Декоративные деревья и кустарники – японский клен, барбарис Тунберга, дерен, спирею, бересклет форчуна, садовую азалию, гортензию.
  • Многолетники – хосты, верески, шалфей, очиток видный, пионы, гейхеру, лаванду.
  • Декоративные злаки – пеннисетум лисохвостый, перистощетинник.

Идеально смотрятся группы растений с круглогодичной декоративностью. Всегда красивы хвойные породы, роль сезонных акцентов хорошо выполняют цветущие кустарники и многолетники. Чтобы композиция не потеряла привлекательность в зимний период, в ней можно использовать декоративный камень необычной формы.

Пример построения композиции с хвойными растениями

Но как бы точно вы все ни просчитали, помните, что садовый дизайн – это не математика. Здесь главное – понять принципы построения ландшафтных композиций. А далее включайте фантазию, экспериментируйте, руководствуйтесь внутренними ощущениями и собственными представлениями о красоте и гармонии. Результат должен нравиться в первую очередь вам.

Чувствуете, что не справитесь? Закажите проект озеленения в студии ландшафтного дизайна «Сад Дизайн».

Фокусные точки – изюминки ландшафтного дизайна

Грамотно созданные и расположенные фокусные точки способствуют повышению интереса и более полному восприятию общего вида сада. Данная статья о том, какие приёмы для получения акцентов фокусирования можно использовать, как правильно их размещать, чтобы зрительно расширить границы вашего участка, сделать территорию интересной и привлекательной.

Что такое фокусные точки

Термин «фокусные точки» обозначает использование в дизайне сада нестандартных акцентов, ярких объектов. Основное назначение этого приёма заинтриговать, задержать при беглом осмотре, помочь сконцентрироваться на той или иной ландшафтной композиции. Использование фокусных точек способствует повышению интереса к дизайну сада, заставляет более внимательно изучить, рассмотреть, полюбоваться окружающей обстановкой, открывающимся видом.

Фокусные точки могут быть растительными композициями или неодушевлёнными предметами. Независимо от исполнения их роль едина: отвлечь внимание от узких границ и расширить визуально территорию, увести взор из мест, которые нужно замаскировать.

Основная задача дизайнера найти именно те места, которые нужно выделить, и ориентируясь на этом решить, в какой точке лучше сделать акцент, чтобы «отправить» посетителя в нужную зону. Главная задача – преобразить территорию, разбавить «скучные тона».

Декоративные контейнеры

Самым доступным и простым способом для привлечения внимания являются контейнеры с цветами. В небольшом саду можно использовать ёмкости малого объёма, разнообразной цветовой гаммы, в виде сезонных экспозиций.

Однако специалисты рекомендуют применять разные формы и не пренебрегать даже внушительными размерами. Группировка контейнеров нестандартных форм, сделанных из камня, железа, свинцовых и кованых элементов выигрышно смотрятся в любом месте и сами по себе притягивают взор. Капитально сделанные ёмкости позволяют высаживать не только однолетники, но и декоративные кустарники, карликовые хвойники.

Оформление следует планировать так, чтобы интерес к созданным композициям не угасал длительное время. Для поддержания эстетичного вида круглый год в контейнерах делается комбинированная высадка с включением вечнозелёных культур, которая будет уместна в межсезонье и зимой.

Контейнеры из вторичных материалов

Для желающих сэкономить можно сделать контейнеры самостоятельно. Творческие люди находят интересные решения, применив различные предметы обихода и вторичные материалы. Зачастую получаются интересные композиции, когда в виде контейнера используют металлические вёдра, старые раковины, бочки, тазы, ванны, обрезки труб и прочее. Прекрасными контейнерами могут быть старая тележка, садовая тачка, пень, ствол или спил дерева.

Нестандартные решения зачастую приводят в восторг даже искушённых ценителей дизайна. При размещении нужно придерживаться главных правил:
• избегать переизбытка,
• гармонично группировать,
• правильно размещать.

Скульптуры и украшения

При размещении важно учитывать стиль сада и избегать объёмных нагромождений. В любом месте идеально вписываются экспозиции подчинённые прямым линиям и без излишеств. Всегда привлекут внимание и достойно украсят сад солнечные деревянные часы. Трудно пройти мимо неординарного вазона, миниатюрной фигурки. Ещё интересней, если фигурок несколько, и они создают группу.

Рядом с пнём уместно скомпоновать несколько деревянных грибов. Возле кустарника логично поставить красочную фигурку гнома. Всегда оригинально смотрятся фигурки птиц, гнездящихся на лужайке.

Каменные элементы, как фокусная точка

Недорогим и самобытным элементом является камень. Булыжники, валуны, щебёнка, галька создадут выигрышные акценты на любой территории. Из них составляют различные композиции, как правило, располагают в сочетании с небольшим количеством растений.

Предпочтительно использовать группу камней, с интересной структурой и формой. Большой одиночный камень так же притягивает взор, особенно если он имеет вытянутую форму и возвышается в виде миниатюрной скалы. Объёмные камни тяжелы, их трудно устанавливать, поэтому требуется продуманная планировка постоянного месторасположения. Часто большие камни размещают на мелкой гальке или у их основания выкладывают слой древесной щепы.

Положительный момент использования камней в дизайне: не теряют привлекательность весь год, не требуют ухода, настраивают на философское созерцание, успокаивают, придают колоритный вид территории.

Этапы планировки участка за городом. Шаг 5 – выявляем основные видовые точки

Добавление статьи в новую подборку

В предыдущем материале мы рассказали, как связать функциональные зоны на участке удобными садовыми дорожками. Какие же пейзажные картины будут с них открываться – еще предстоит обдумать.

Садовые дорожки, которые мы нанесли на план участка на 4 этапе проектирования, – это не только отдельный декоративный элемент дачной территории и хороший способ перемещения по участку без луж и грязи, но и целый ряд обозревательных пунктов, с которых можно любоваться окрестными красотами.

На профессиональном языке дизайнеров видовые, или смотровые, точки – это выгодные положения в пространстве, из которых садовый участок предстает в наиболее привлекательном виде.

Какие бывают видовые точки

В идеале они наносятся на план на этапе создания проекта, после трассировки. Конечно, картина, которую вы видите из видовой точки, может быть и естественной, природной. Но чаще всего пейзаж для обзора приходится создавать. И делать это нужно с учетом расположения видовых позиций. По “функционалу” они бывают динамическими (например, садовые дорожки) или статическими – скамейка, с которой виден эффектный цветник, уютная беседка; окно дома, откуда можно созерцать альпийскую горку, в то время как грядки скрыты с обратной его стороны.

Основные видовые точки:

  • въездные ворота (калитка);
  • крыльцо (терраса) дома;
  • зона отдыха (беседка);
  • прогулочные дорожки.

От правильного расположения видовых точек зависит общее впечатление, которое произведет дизайн вашего участка на гостей.

Как правильно выявлять видовые точки

Со статическими видовыми точками в основном все понятно. Они, как правило, уже заранее заданы, неизменны, и их нужно просто отметить на схеме. Небольшой нюанс касается только видовых точек дома. Многие начинающие “сам себе” дизайнеры обозначают главную видовую точку на подоконнике окна. Но это неправильный подход, ведь садом необязательно любуются, подойдя вплотную к окну. Часто в сад смотрят, сидя в удобном кресле, на диване или за столом в гостиной. Эти точки – кресло, стул, диван – и следует обозначить на плане как видовые. Пейзаж, наблюдаемый с этих ракурсов сквозь окно, должен быть приятным, вызывать эстетическое удовольствие.

Труднее всего определить динамические видовые точки, расположенные по пути садовых дорожек, поскольку в процессе ходьбы картинки, которые вы видите, постоянно сменяют друг друга. Двигаясь, вы переводите взгляд на новые объекты, и вам открываются новые виды. Место смены и принимают за видовую точку, которую следует обозначить на плане.

1-6 – видовые точки (стрелками обозначены направления взгляда); 7 – пейзажная картина; звездочка – центр садовой композиции

Когда вы, меняя направление, пройдете по дорожкам в обе стороны, вы обнаружите, что видовых точек может оказаться много, но это не должно пугать новоиспеченного дизайнера. Такова нормальная практика.

В ходе движения картина перед глазами будет меняться совсем незначительно, т.е. вы станете фиксировать лишь дополнительные акценты. Дублировать такие точки на плане не имеет смысла. Просто благодаря свойствам восприятия по мере приближения к садовым объектам вы будете видеть их более детально. И эти “мелкие детали”, заметные только с небольшого расстояния, тоже следует проработать при проектировании ландшафта.

Что такое пейзажная картина

Очень важно, какая картина открывается взгляду человека, входящего на участок через калитку (основную видовую точку). Часть ландшафта, вызывающая в процессе восприятия положительные эмоции и настроение, получила название пейзажной картины. Недаром въездную зону еще называют парадной. Эту часть территории вам предстоит обыграть очень тщательно, ведь с любовью созданный миксбордер на ухоженном газоне произведет на посетителей вашей загородной “усадьбы” первое впечатление. И насколько ярким оно будет, зависит только от вас.

Пейзажная картина (в отличие от музейного полотна) объемная, у нее есть акцент (центр композиции). Эта точка притягивает взгляд в первую очередь. Она может быть одиночной (самый крупный валун рокария, солитер, центральное дерево миксбордера) или состоять из нескольких элементов (пергола, увитая плетистой розой). Ограничивающей пейзаж “рамой” могут выступать растения, окна и двери дома, ограждение террасы.

Акцентом пейзажной композиции необязательно должно быть высокое или массивное дерево, иногда взгляд замечает более мелкую или низкую, но выразительную акцентную деталь – кустарник с яркой листвой или разноцветными ягодами, живописный фасад дома, искусно сделанный сухой ручей, изящную беседку, образованную вьющимися растениями.

Взаимодействие видовых точек и пейзажных картин

После того как выявлены и нанесены на схему все видовые точки (направление взгляда на плане обозначают стрелками), начинают проектирование пейзажных картин, исходя из уже имеющихся обзорных пунктов. Пейзажная композиция с акцентом необязательно должна соответствовать каждому из них. Но если объект интересный, хорошо, если он будет виден сразу из нескольких точек наблюдения.

Для создания удачной ландшафтной композиции нужно тщательно подбирать растения, чтобы взгляд останавливался не на глухом неприглядном заборе, а, к примеру, на пышных кронах деревьев, которые замаскируют его подобно живой изгороди. Также нужно учитывать, насколько далеко от глаз будет расположена группа растений. В зависимости от этого можно удачно комбинировать более высокие или, наоборот, низкорослые культуры.

Правильно определить расстояние из каждого пункта обзора до центра пейзажной композиции поможет следующее соотношение: расстояние до воспринимаемого объекта должно в 2-3 раза превышать его высоту. Это значит, что при высоте ключевого объекта (композиции) 3-6 м оптимальное расстояние, с которого пейзажная картина будет восприниматься более полно и выгодно, составит от 6 до 18 м. Естественно, в каждом конкретном случае эти параметры могут разниться.

Проектировщику очень важно знать не только законы перспективы и свойства восприятия, но и особенности разных растений (деревьев и кустарников) – их высоту, форму кроны, ветвистость, интересное строение листьев, окраску. При умелом использовании и сочетании всех факторов можно создать эффектные пейзажные картины.

Разработка начальной концепции дизайна

5 шагов, которые мы проделали вместе, носили подготовительный характер и вплотную подвели нас к моменту создания собственного ландшафтного проекта. Во всяком случае, общая картина проектируемого участка на этом этапе уже хорошо ясна, вы вполне представляете себе, какие зоны хотите на нем видеть, как в них должны быть расположены объекты и каким образом они будут взаимодействовать между собой.

Далее будем заниматься подробной детализацией фрагментов, на которые нужно будет поделить всю территорию, чтобы внимательно проработать каждый конкретный уголок. Зачем, спросите вы, а как же функциональные зоны, на которые участок уже разделен? Фрагментирование, в отличие от зонирования, – это уже не “вотчина” ландшафтного архитектора, а сфера деятельности дизайнера, который занимается непосредственно декором каждого отдела сада, учитывая его общую концепцию.

Если на предыдущих этапах мы только “конструировали” внешний вид будущего участка – отводили места под строения и посадки, задавали расположение и общий объем каждой зоны, обозначали места их разделения (слияния), связующие трассы, то далее займемся заполнением заданных объемов.

Каждая группа растений будет описана “поштучно”, каждая дорожка “обретет” свою реальную форму, ширину, протяженность и материал покрытия, цветы на клумбах будут подобраны в необходимом соответствии со сроками цветения и в желаемой цветовой гамме.

На 6 этапе планирования мы проработаем все детали, благодаря которым ландшафтный проект, кроме уже определенной формы, приобретет конкретное “содержание” в рамках общей садовой композиции. Следите за нашими публикациями.

Читайте также:  Дизайн дворовой территории частного дома
Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. Quot;Уже 2 дня прошло, а от нее даже весточки. Вот Анара вся в…” – опустила голову и закрыла глаза.
  2. Апериодическое движение точки
  3. Аспектные анализы уроков с точки зрения его развивающих и воспитательных возможностей.
  4. Билет 10.Направление выпуклости и точки перегиба графика функции.
  5. Билет № 13 Взаимодействие «эстетического» и «художественного» в архитектуре и дизайне.
  6. билет2.5 Понятие социальной роли в дизайне
  7. БИТОЧКИ, ЗАПЕЧЕННЫЕ ПОД СМЕТАННЫМ СОУСОМ
  8. В САДОЧКЕ ГУЛЯЛА, ЦВЕТОЧКИ РВАЛА
  9. Взгляд на теорию Мальтуса с точки зрения математики и биологии.
  10. Види дизайнерської діяльності