Отряхнуть снег с ветвей деревьев

10 весенних ошибок садовода, типичных для начинающих, но допускаемых опытными

Проверить состояние деревьев и кустов садоводы стремятся с наступлением весны. Набрать снега в ёмкости для последующего его использования. В это время садоводы внимательно осматривают ветки плодовых деревьев. Сухие ветки стараются срезать. На плодах, оставшихся на ветках в зиму, могут жить вредители сада. Поэтому такие плоды собирают и уничтожают. Дел садоводам в это время много, но порой они выполняют работы, совсем ненужные, а порой и вредящие растениям. В этой статье остановимся на ошибках, типичных для новичков, но допускаемых даже опытными садоводами.

Уплотнение снега под плодовыми деревьями

Существует несколько мнений. Некоторые садоводы считают, что уплотнение снега защитит растение. Весной иногда возвращаются морозы. Уплотнённый снег превращается в ледяную корку от перепадов температур. Дерево пробудилось, почка стали набухать и распускаться, а корни не готовы, они ещё спят под коркой снега. В результате дерево слабеет, дерево молодое, не окрепшее, может погибнуть, распустившиеся почки не получают питания. Особенно от такого агротехнического приёма страдают косточковые культуры.

Побелка стволов деревьев

Дачники весной спешат побелить стволы деревьев. Они считают, что это защитит растение от вредителей. Для насекомых оказывается побелка не преграда. Считается конец зимы наиболее подходящее время для побелки стволов дерева. Делается это для того, чтобы защитить растение от отражающихся от снега солнечных лучей. На стволах дерева могут появиться ожоги и морозобоины, если стволы не защищены. Если не побелили дерево до марта месяца, то лучше этого не делать вовсе. Побелка бесполезна, разве что провести побелку для красоты. Оставить побелку до осени.

Снятие зимних укрытий раньше времени

Как только выглянуло солнышко, на пригорке стало припекать, дачники спешат снять зимние укрытия. А весной погода не устойчивая, очень обманчивая. Днём солнышко припекает, а ночью становится холодно, бывают заморозки. Растение, которое перенесло суровую зиму, может погибнуть из-за ошибки садовода. Здесь необходимо соблюдать правила снятия укрытий с растений. Причём к каждому виду растений следует подходить индивидуально.

Обработка от вредителей

Слишком рано садоводы начинают проводить обработку растений от вредителей. Каждый садовод знает, что до распускания почек надо проводить обработку растений от вредителей. Опрыскивать нельзя при низких температурах. Ещё не успели проснуться насекомые. Дерево может пострадать. Вода, содержащаяся в растворе препарата, попадая в трещины на стволах дерева при замерзании, расширяется. Становятся воротами для инфекций трещинки, которые увеличились. В марте уже можно проводить опрыскивание деревьев.

Попытки раннего удобрения земли

Некоторые садоводы считают, что по снегу надо разбрасывать органические удобрения. Многие садоводы ещё по снегу разбрасывают древесную золу, торф, перегной. По их мнению, это способствует более быстрому таянию снега и при его таянии в грунт попадают нужные вещества. В действительности, ранней весной бывают ночные заморозки, образуется ледяная корка. При таянии снега вымываются вещества, которыми подкормили землю.

Долой снег с ветвей

С ветвей дерева стряхивают снег и лёд. Календарная весна ещё не показатель , чтобы начать работы в саду. Снегом покрыты ветки деревьев. Можно травмировать растение стряхивая снег. Если на ветках много влажного снега, сломаться ветки под его тяжестью могут, вот тогда его надо стряхивать. Для этого готовят палку, конец которой обмотан тряпкой в несколько слоёв Подготовленной палкой, аккуратно стряхивают снег. Ветки травмированы не будут.

Сжигание старой травы

Старую траву на участке сжигать нельзя. Это не только грозит штрафами, но и наносит вред многим насекомым Огонь не выбирает насекомых, не делит их на полезных и вредных. Сгорают все насекомые. На месте костра разлагаются многие полезные вещества, почва становится бесплодной. На месте пожарищ растения плохо растут.

Покупка саженцев, на которых уже есть листочки.

Выбирая саженцы для посадки, неопытные садоводы ориентируются на то, что листочки распустились, следовательно, растение живое. В действительности такой саженец может погибнуть, так как его корневая система не защищена, открыта. Корни могут подсохнуть. Лучше покупать саженцы, находящиеся в контейнерах.

Неправильное распределение физических нагрузок

Садоводы после зимнего отдыха устремляются на свои дачи. Они готовы там работать без отдыха. Это приводит к серьёзным заболеваниям. Физическая перегрузка ещё никому не приносила пользы. Вместо работы в саду, начинаются походы к врачу. А время идёт, и все работы на участке затормозились.

Виды работ на участке следует разнообразить. Обязательно отдыхать перед сменой деятельности. Во время такого отдыха хорошо обойти всю дачу. Пройти по округе, полюбоваться природой.

Поторопились с высадкой

Прежде чем сажать растения, необходимо подготовить почву. Следует покупать, заранее подготовив почву.

К высадке готовить рассаду постепенно. На открытом воздухе держать её первое время не более двух часов. Во время похолоданий её надо укрывать.

Не допуская этих ошибок, освободится много времени. Впоследствии растения будут доставлять удовольствие. Останется много времени для отдыха.

500 советов садоводу (49 стр.)

Мочение плодов и ягод – старинный способ консервирования, основанный на молочнокислом брожении сахара, когда накапливающаяся молочная кислота препятствует развитию нежелательных микроорганизмов.

Из яблок для мочения пригодны сорта Анис, Антоновка обыкновенная, Бабушкино. Сразу после съема плодам дают полежать 15–20 дней. Для мочения могут идти только яблоки с неповрежденной кожицей и плодоножкой. Вымытые, перебранные плоды укладывают слоями в подготовленную, ошпаренную и тщательно вымытую бочку или кадку (можно стеклянный баллон). После заполнения тары яблоки заливают раствором (на 10 л воды – 2 стакана сахара или меда, 3 столовые ложки соли и 200 г ржаной муки или 150 г солода). Заливку необходимо прокипятить и процедить перед использованием. Раствор должен полностью покрывать уложенные яблоки. Поэтому первые 5–6 дней необходимо доливать раствор по мере надобности, так как яблоки хорошо впитывают воду.

Первые 12–14 дней яблоки мочат в теплом помещении при температуре 15–18 °С, а затем совершенно необходимо снизить температуру мочения до 4–6 °С, то есть кадки или бочки с яблоками помещают в погреб, холодный подвал или на ледник. Примерно через месяц яблоки готовы к употреблению.

Приложение

Календарь садовода

Январь

Этот месяц является самым холодным в году. Особенно опасно, когда морозы держатся долго либо же происходит резкая смена температур: после оттепели наступают сильные морозы.

В это время необходимо выполнить защиту плодовых деревьев от морозов и грызунов. Во-первых, следует периодически проверять состояние обвязки штамбов, которые призваны защищать плодовые деревья от грызунов и солнечных ожогов. Своевременное исправление развязавшихся обвязок поможет сохранить деревья в целости и сохранности.

Для того чтобы защитить корневую систему плодово-ягодных растений от вымерзания, необходимо провести снегозадержание. Особенно это актуально в малоснежные зимы. Снегозадержание сначала проводят на грядках с земляникой и в приствольных кругах плодовых деревьев. В качестве снегозадержателей можно применять простые кучи хвороста либо обрезки ветвей.

Все работы следует проводить своевременно, не дожидаясь сильных морозов: необходимо окучивать снегом штамбы и нижние части скелетных ветвей. Подобные процедуры следует проводить как с яблонями, так и с грушей, сливой и вишней. Если работы проводить уже после наступления морозов, эффективность защиты сильно понижается.

После каждого снегопада необходимо утаптывать снег вокруг плодовых деревьев. Это делается в целях защиты деревьев от мышей: в плотном снегу мыши не смогут прокладывать ходы. Лучше всего, если уплотнение снега вы будете делать, когда снег будет насыщен влагой, – в дни оттепели. В этом случае уплотнение будет более эффективным.

После мокрого снегопада необходимо стряхивать снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались. Это можно делать простым постукиванием по дереву деревянной колотушкой, которую предварительно следует обернуть мешковиной.

Постоянно стряхивают снег с ветвей после обильного снегопада. Тяжелый мокрый снег, накапливаясь на ветвях, ломает их, нанося непоправимый вред растениям.

В январе в оттепель можно уже провести побелку стволов и скелетных ветвей растений.

Проверьте состояние кустарников и деревьев на предмет повреждения коры грызунами.

Если такие повреждения есть либо возможны, притопчите снег у основания куста либо дерева, а нижнюю часть стволов обмотайте любым материалом: пленкой, рубероидом, еловым лапником, если это не сделано осенью.

Нужно подкармливать птиц – они защитят сад от гусениц и прочих вредителей.

Февраль

В феврале мороз нередко сменяется метелью и последующей оттепелью. Сильные морозы поддерживаются, как правило, в первой половине месяца, и риск вымерзания плодовых деревьев все еще сохраняется. Поэтому в феврале следует продолжать окучивание деревьев снегом.

В феврале фаза естественного покоя растений сменяется фазой вынужденного покоя – растения готовы к вегетации, но не начинают ее из-за отсутствия тепла.

Там, где хранится посадочный материал для весенней посадки, необходимо постоянно проводить очищение от снега круговой канавы, которая делается для защиты саженцев от мышей.

Заложенные на зимнее хранение яблоки и груши перебирают с целью удаления загнивших плодов.

В подвале проверяют заготовленные с осени для прививки черенки. Если песок, в котором хранятся черенки, подсох, то его следует увлажнить. Если подвал не подходит для хранения черенков из-за невозможности регулировки температуры, то лучше хранить их под снегом. В конце февраля можно заготовить черенки для весенней прививки.

Во второй половине месяца в ясную погоду бывает сильная инсоляция (ультрафиолетовая солнечная радиация), что может приводить к ожогам ствола растений. Вовремя проведенная побелка предохранит их. Эту процедуру следует производить в феврале в оттепель, предварительно очистив штамбы и скелетные ветви деревьев от старой коры. Если есть необходимость, перед побелкой штамб и скелетные ветви обрабатывают медным купоросом и препаратами от парши. Освобождают штамбы деревьев от рубероида, толи, пленок – они могут вызвать перегрев ствола. Во время оттепелей в конце февраля желательно проветривать укрытия теплолюбивых кустарников. Регулярно засыпают корм в птичьи кормушки.

Март является первым весенним месяцем, но в саду все еще лежит слой снега. Несмотря на это, чувствуется приближение тепла, поскольку световой день уже сильно возрастает.

Дневная температура марта все чаще плюсовая, несмотря на это сохраняется риск повреждения плодовых деревьев из-за резкого колебания температур: днем температура может быть 5 °С, а ночью опуститься до –20 °С. Это может вызвать солнечный ожог коры плодовых деревьев, как правило, с юго-восточной, юго-западной и южной сторон.

В целях предотвращения солнечных ожогов коры деревьев крону, ствол и сучья следует опрыснуть известковым раствором (на 10 литров воды 1 кг извести). По мере того как штамб будет освобождаться от снега, его следует белить известью. Побелку проводят в солнечные теплые дни, чтобы она могла высохнуть до ночи.

Более надежной защитой от солнечных ожогов является обвязка стволов и толстых сучьев еловым лапником, камышом, ивовыми прутьями, сушняком малины и так далее.

Необходимо продолжать утаптывание снега в приствольных кругах. Во второй половине марта, когда начинается массовое таяние и оседание снега, необходимо своевременно стряхивать его с веток, чтобы они не поломались. Ветви, оказавшиеся под снегом при окучивании, следует освобождать, при необходимости разбивая ледяную корку вокруг дерева колом. Делать это необходимо, когда снег становится рыхлым, – во второй половине теплого дня.

Как только начнется таяние снега, необходимо проводить работы по задержанию талых вод. На низинных участках расчищаются водоотводные каналы. Если не применяется искусственный полив, то следует задерживать и накапливать талые воды. В целях подобного накопления делаются снеговые валы поперек склонов и борозды в снегу.

Под снегом в это время медленно отходит промерзшая земля, вода скапливается и не впитывается в почву.

Проводят удаление корневой поросли и поломанных ветвей у плодовых деревьев. Ягодники, чьи ветви касаются земли и рискуют быть сломанными под действием мокрого снега, необходимо приподнять и закрепить на шпалере либо кольях. Не нужно спешить с обрезкой малины и плодовых деревьев во избежание их дальнейшего подмерзания. А такие морозостойкие культуры, как смородина и крыжовник, можно обрезать, они весьма быстро выходят из состояния покоя.

Читайте также:  Раствор для побелки деревьев

Нужно провести ревизию садового инвентаря: секаторов, садовых ножей и пилок, а также опрыскивателей, лопат, граблей.

Апрель

В апреле проходит таяние снега, весна в самом разгаре. В начале апреля следует проводить обрезку, прореживание и формирование кроны у плодовых деревьев. Обрезка деревьев заканчивается до набухания почек (вегетации).

Если ветви весьма подмерзли, то их обрезку следует проводить не раньше 10–15 июня, когда будет ясно, какие части дерева сохранились, а какие – нет.

Обрезку надо начинать с плодоносящих яблонь, после чего обрезают грушу, сливу и вишню. Молодые деревья обрезают в последнюю очередь. В это время снимают обвязку со штамбов и проводят повторную побелку известью, если она смылась. Побелку проводят по окончании обрезки.

Отряхнуть снег с ветвей деревьев

Первое занятие с репетитором абсолютно

записаться на занятие

Выбери свой курс
подготовки к ЕГЭ / ОГЭ

Вебинар ЕГЭ по математике

(разбор 10-го задания)

Методический материал

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Русский язык (Вариант 47)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с правилами предоставления услуг почтовой связи, заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Этот ВЕЛИКИЙ роман пришёлся по душе читателям.

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме

Адресат — адресант . Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический — анекдотичный . Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).

Архаический — архаичный . Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний — будничный . Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

Воспитательный — воспитательский . Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

Всякий — всяческий . Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный — выборочный . Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка).

Гармонический — гармоничный . Гармонический — относящийся к гармонии (гармонический ряд); гармоничный — стройный, согласованный (гармоничная личность).

Главный — заглавный . Главный — основной, наиболее существенный, центральный, старший (главная улица); заглавный — относящийся к заглавию (заглавная роль).

Двигатель — движитель . Двигатель — машина, которая приводит в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что. приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса); (устарелое слово).

Демократический — демократичный . Демократический — относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); демократичный — характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический — динамичный . Динамический — относящийся к динамике, движению (динамическая теория); динамичный — обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический — дипломатичный . Дипломатический — относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); дипломатичный — тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный — длительный . Длинный — имеющий большую длину (длинный доклад); длительный- долговременный (длительный отпуск).

Добровольный — добровольческий . Добровольный — совершаемый без принуждения (добровольный труд); добровольческий — относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический — драматичный . Драматичный — выражающий сильные чувства, полный драматизм (драматичная ситуация); драматический — относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский — дружественный . Дружеский — относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча); дружественный — основанный на дружбе (дружественная страна).

Жалостный — жалостливый . Жалостный — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); жалостливый — склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).

Запасный — запасливый . Запасный — имеющийся в качестве запаса (запасный выход); запасливый — умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой — злостный . Злой — исполненный чувства вражды (злой человек); злостный — имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный — исполнительский . Исполнительный — старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо (исполнительный работник); исполнительский — относящийся к исполнителю (исполнительское мастерство).

Командированный — командировочный . Kомандированный — лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); командировочный — относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический — комичный . Kомический — относящийся к комедии (комический персонаж); комичный — забавный (комичный вид).

Критический — критичный . Kритический — относящийся к критике (критическая статья); критичный — обладающий способностью к критике (критичный подход).

Логический — логичный . Логический — относящийся к логике (логическое мышление); логичный — правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение).

Методический — методичный . Методический — относящийся к методике (методическая конференция); методичный — точно следующий плану (методичная работа)

Ненавистнический — ненавистный . Ненавистнический — проникнутый ненавистью (ненавистнические действия); ненавистный — вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый — нетерпимый . Нестерпимый — такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); нетерпимый — недопустимый (нетерпимое отношение).

Обеднеть — обеднить . Обеднеть — стать бедным (обеднеть в результате инфляции); обеднить — сделать бедным (обеднить жизнь).

Опасный — опасливый . Опасный — связанный с опасностью (опасный мост); опасливый — действующий осторожно (опасливый человек).

Описка — отписка . Описка — случайная ошибка при письме (досадная описка); отписка — ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить — усвоить . Освоить — научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить выпуск новой продукции); усвоить — сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический — органичный . Органический — относящийся к растительному или животному миру (органическое вещество); органичный — неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение — обсуждение . Осуждение — выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); обсуждение — всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы);

Ответный — ответственный . Ответный — являющийся ответом (ответная реакция); ответственный — несущий ответственность, важный (ответственный работник).

Отчетный — отчетливый . Отчетный — относящийся к отчету (отчетный период); отчетливый — хорошо различимый (отчетливый звук).

Политический — политичный . Политический — относящийся к политике (политический деятель); политичный — действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый — понятный . Понятливый — быстро понимающий (понятливый человек); понятный — ясный (понятная причина).

Представительный — представительский . Представительный — производящий выгодное впечатление (представительная наружность); представительский — выборный (представительный орган); относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление — предоставление . Представление — вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); предоставление — выделение чего-тов чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый — приметный . Приметливый — способный примечать (приметливый критик); приметный — заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический — реалистичный . Реалистический — следующий реализму (реалистическая живопись); реалистичный — соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый — скрытный . Скрытый — тайный, невидимый (скрытая угроза); скрытный — неоткровенный (скрытный человек).

Тактичный — тактический . Тактичный — обладающий тактом (тактичный поступок); тактический — относящийся к тактике (тактическая задача).

Технический — техничный . Технический — относящийся к технике (технический прогресс); техничный — обладающий высоким мастерством (техничный актер).

Удачливый — удачный . Удачливый — счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь); удачный — успешный (удачный день).

Фактический — фактичный . Фактический — соответствующий фактам (фактическое положение дел); фактичный — содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский — хозяйственный . Хозяйский — относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); хозяйственный — занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный — явственный . Явный — очевидный, нескрываемый (явное превосходство); явственный — отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот).

1.
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та вы­де­лен­ное слово упо­треб­ле­но не­вер­но?
1) А. Н. Ра­ди­щев в прозе и сти­хах об­ра­ща­ет­ся к со­кро­вищ­ни­це на­род­но­го твор­че­ства и на­род­но­го языка, по­это­му его можно счи­тать ЗА­ЧИ­НА­ТЕ­ЛЕМ того про­цес­са, ко­то­рый нашёл своё за­вер­ше­ние в про­из­ве­де­ни­ях А. С. Пуш­ки­на.

2) По тре­бо­ва­нию ак­ци­о­не­ра, ауди­то­ра или лю­бо­го за­ин­те­ре­со­ван­но­го лица ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство обя­за­но в ра­зум­ные сроки ПРЕД­СТА­ВИТЬ им воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с уста­вом об­ще­ства, вклю­чая из­ме­не­ния и до­пол­не­ния к нему.

3) Ко­неч­но, тот самый ИГ­РИ­СТЫЙ рус­ский квас, ко­то­рый пили наши пред­ки, при­го­то­вить в со­вре­мен­ных усло­ви­ях прак­ти­че­ски не­воз­мож­но, но можно по­про­бо­вать при­го­то­вить не­пло­хие квас­ные на­пит­ки.

4) После того как от­прав­лен­ное АД­РЕ­САН­ТОМ за­каз­ное пись­мо до­стиг­нет ад­ре­са­та, от­пра­ви­тель по­лу­чит уве­дом­ле­ние о вру­че­нии.

2.
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та вы­де­лен­ное слово упо­треб­ле­но не­вер­но?

1) Се­год­ня встре­ча­ют­ся мо­ло­дые люди, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют себя не как звено в не­пре­рыв­ной цепи по­ко­ле­ний, а как ВЕНОК тво­ре­ния.

2) ОБИД­НЫЙ про­мах привёл тен­ни­си­ста к по­ра­же­нию в матче.

3) Пра­ви­ла хо­ро­ше­го тона и ТАК­ТИЧ­НОСТЬ в от­но­ше­нии де­я­те­лей ис­кус­ства не­укос­ни­тель­но со­блю­да­ют­ся на стра­ни­цах из­вест­но­го из­да­ния.

4) Во­ен­ные со­зда­ли новое ору­жие, в ко­то­ром элек­тро­маг­нит­ное из­лу­че­ние ис­поль­зу­ет­ся для со­зда­ния ощу­ще­ния НЕ­СТЕР­ПИ­МО­ГО жара.

3.
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та вы­де­лен­ное слово упо­треб­ле­но не­вер­но?

1) АБО­НЕ­МЕН­ТЫ на кон­цер­ты, про­хо­дя­щие в Кон­церт­ном заме имени П.И. Чай­ков­ско­го, можно при­об­ре­сти во всех кас­сах Мос­ков­ской го­су­дар­ствен­ной ака­де­ми­че­ской фи­лар­мо­нии.

2) Ме­тео­ро­ло­ги не имеют воз­мож­но­сти за­ра­нее с до­сто­вер­но­стью про­гно­зи­ро­вать на­ступ­ле­ние по­год­ных ано­ма­лий, но учёные не ис­клю­ча­ют, что в даль­ней­шем нашу пла­не­ту ВЫ­ЖИ­ДА­ЮТ рез­кие ко­ле­ба­ния по­го­ды.

3) Перед тем как ис­поль­зо­вать сус­пен­зию для ин­га­ля­ции, кон­тей­нер не­об­хо­ди­мо ВСТРЯХ­НУТЬ лёгким вра­ща­тель­ным дви­же­ни­ем.

4) Про­шед­ший год был от­ме­чен ВПЕ­ЧАТ­ЛЯ­Ю­ЩИ­МИ со­бы­ти­я­ми в куль­тур­ной жизни стра­ны.

4.
В каком пред­ло­же­нии вме­сто слова ВОД­НЫЙ нужно упо­тре­бить ВО­ДЯ­НИ­СТЫЙ?

1) На месте ВОД­НОЙ глади часто воз­ни­ка­ет гряз­ная бо­лот­ная тря­си­на, ко­то­рая по­сте­пен­но за­рас­та­ет лесом.

2) Со вре­ме­нем ВОД­НАЯ по­верх­ность озера ста­но­вит­ся зе­ле­но­ва­той или крас­но­ва­той: в ней по­се­ля­ют­ся ми­ри­а­ды кле­ток мик­ро­во­до­рос­лей.

3) Не­зна­ко­мец по­да­рил мне бу­ке­тик ли­ло­вых цве­тов с ВОД­НЫ­МИ стеб­ля­ми.

4) ВОД­НЫЙ ста­ди­он — гор­дость рай­о­на и из­люб­лен­ное место го­ро­жан, куда они при­хо­дят се­мья­ми в вы­ход­ные дни.

5.
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та вы­де­лен­ное слово упо­треб­ле­но не­вер­но?

1) После пе­ре­несённой бо­лез­ни его дви­же­ния были не­лов­ки­ми, ЗА­ТРУДНЁННЫМИ.

2) Не­об­хо­ди­мо ста­вить новые ба­зо­вые стан­ции, стре­мясь ОХВА­ТИТЬ всю тер­ри­то­рию го­ро­да.

3) После за­ро­с­лей ив­ня­ка на­чи­нал­ся ВЕ­КО­ВОЙ сос­но­вый лес, а за ним – кле­но­вый.

4) После про­дол­жи­тель­но­го и очень СЫ­ТО­ГО обеда гости на­пра­ви­лись про­гу­лять­ся по саду.

6.
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та вы­де­лен­ное слово упо­треб­ле­но не­вер­но?

1) Ту­ри­сти­че­ская фирма обя­за­на ПРЕДО­СТА­ВИТЬ по­тре­би­те­лю ин­фор­ма­цию о своей го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции и на­име­но­ва­нии за­ре­ги­стри­ро­вав­ше­го её ор­га­на.

2) К ИГ­РО­ВО­МУ кино от­но­сят­ся прак­ти­че­ски все про­из­ве­де­ния ки­не­ма­то­гра­фа, за ис­клю­че­ни­ем части до­ку­мен­таль­но­го кино.

3) В со­от­вет­ствии с «Пра­ви­ла­ми предо­став­ле­ния услуг поч­то­вой связи» за­каз­ное пись­мо толь­ко тогда счи­та­ет­ся до­став­лен­ным, когда АД­РЕ­САТ лично рас­пи­сал­ся в уве­дом­ле­нии о вру­че­нии.

4) После мок­ро­го сне­го­па­да не­об­хо­ди­мо ОТРЯХ­НУТЬ снег с вет­вей де­ре­вьев, чтобы они не по­ло­ма­лись.

ЕГЭ–15 (Рубежный тест) (стр. 5 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

Читайте также:  Обрезка абрикосовых деревьев осенью

В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

ПРИВЫКНУЛ к боли

ВЫСТАВЬ оценки в дневник

ЛЯГТЕ на кровать

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию

1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

Б) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов.

В) Мы возвращались с товарищем со школы.

3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Г) Всматриваясь в чащу леса, меж путниками установилось молчание, всем стало жутковато.

4) пропуск члена предложения

Д) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

5) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлогов

6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

7) ошибка при употреблении однородных членов.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

(Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

Дуня (не)лишена обаяния.

Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

14. Укажите цифры, на месте которых пишутся две буквы Н.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) то на душе у него становилось (4) легко и просторно.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (3)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».

(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов.

(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда.

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче.

(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизниИ вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.

«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехиГранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.

(30)Мне становится страшно.

— (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.

— (33)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)3аписывайте. —

(36) Это звучит уже как приказ».

(37)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!

(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых.

*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Имя до выхода книги Марка Гейзера не было знакомо современным читателям.

2) В годы репрессий был выписан ордер на арест .

3) В произведениях находил темы для своих новых стихотворений,

4) работал главным редактором журнала «Юность».

5) За день до смерти звонил Б. Полевому, чтобы внести правку.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) 7-9 предложения подтверждают суждение, высказанное в 6 предложении текста.

2) В предложении 15 представлено рассуждение.

3) В 30 предложении текста представлено описание состояния.

4) В предложениях 1-3 представлено повествование.

5) В предложениях 16-23 представлено описание.

22. Из предложения 38 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 15-18 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Отмечая существование в литературе устоявшегося представления о как поэте, автор использует такой приём, как (А)_____________(в предложении 3). О разных гранях таланта Маршака автор напоминает с помощью такого лексического средства, как (Б)_________ («детский классик Маршак — всемирно известный переводчик — замечательный педагог — воспитатель поэтов» в предложениях 10—12), а о глубинных основах этого таланта — с помощью такого синтаксического средства, как (В) __________ (в предложении 13). Невозможно переоценить самоотверженную преданность Маршака читателю, и это подчёркнуто с помощью такого синтаксического средства, как (Г) ________ (предложение 38)».

ЕГЭ 2015 Русский язык. Тест 17

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В связи с тем, что в про­шлом жен­щи­ны за­ни­ма­лись в ос­нов­ном до­маш­ним хо­зяй­ством, а муж­чи­ны до­бы­ва­ли хлеб на­сущ­ный себе,жене и детям, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство про­фес­сий были муж­ски­ми: воин, па­харь, стро­и­тель, гон­чар, сто­ляр, куз­нец. (2)И нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го в том, что на­зва­ния почти всех про­фес­сий в языке тоже муж­ские: ра­бо­чий, ин­же­нер, учёный, поэт, пи­са­тель, ком­по­зи­тор, по­ли­тик, ху­дож­ник и др. (3) , жен­ских ва­ри­ан­тов на­зва­ний этих про­фес­сий не су­ще­ству­ет имен­но по­то­му, что обы­чаи не раз­ре­ша­ли жен­щи­нам за­ни­мать­ся муж­ски­ми де­ла­ми.

1 . В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте?

1) На­зва­ния почти всех про­фес­сий в языке были и оста­ют­ся муж­ски­ми: ра­бо­чий, ин­же­нер, учёный, поэт, пи­са­тель, ком­по­зи­тор, ху­дож­ник.

2) В связи с тем, что в про­шлом муж­чи­ны до­бы­ва­ли хлеб на­сущ­ный для семьи, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство про­фес­сий были муж­ски­ми.

3) В языке от­сут­ству­ют эк­ви­ва­лен­ты на­зва­ний мно­гих муж­ских про­фес­сий для жен­щин, по­то­му что ис­то­ри­че­ски эти про­фес­сии были ис­клю­чи­тель­но муж­ски­ми.

4) Ста­рин­ные обы­чаи не раз­ре­ша­ли жен­щи­нам за­ни­мать­ся муж­ски­ми де­ла­ми.

5) Для про­фес­сий, ис­то­ри­че­ски быв­ших ис­клю­чи­тель­но муж­ски­ми, в языке от­сут­ству­ют эк­ви­ва­лен­ты на­зва­ний таких про­фес­сий для жен­щин.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Во-пер­вых По­то­му что На­вер­ное Од­на­ко И пре­жде всего

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)

Читайте также:  Тис хвойное дерево

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ХОЗЯЙСТВО , -а, ср.

1. То же, что эко­но­ми­ка (в 1 знач.). На­ту­раль­ное, кре­пост­ни­че­ское х. Ры­ноч­ное х.

2. Про­из­вод­ство, эко­но­ми­ка (во 2 знач.). На­род­ное х. стра­ны. Ми­ро­вое х. Сель­ское х.

3. Обо­ру­до­ва­ние ка­ко­го-н. про­из­вод­ства. Фаб­рич­ное х.

4. Со­во­куп­ность пред­ме­тов, всего того, что не­об­хо­ди­мо в быту. Об­за­ве­стись хо­зяй­ством.

5. Про­из­вод­ствен­ная еди­ни­ца, пре­имущ. сель­ско­хо­зяй­ствен­ная. Кре­стьян­ское х. Фер­мер­ское х. Круп­ное х. Учеб­ное х. сель­хоз­тех­ни­ку­ма.

6. Ра­бо­ты по дому, по устрой­ству быта, до­маш­ней жизни семьи. Вести х. До­маш­нее х. Хло­по­тать по хо­зяй­ству.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

бАнты, намЕрение, жАлюзи, квартАл, давнИшний

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

2)К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

3)В соответствии с « Правилами представления услуг почтовой связи»заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

4)После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара НОСКОВ / около ПЯТИСТА фотографий /ЛЯГТЕ на кровать/

гора АПЕЛЬСИНОВ / ОБОИХ студентов

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

А) Прочитав пьесу Вампилова, передо мной возникли образы персонажей.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния :коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) нарушение в построении предложения с

Г) Те , кто не изучают иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) В газете «Аргументах и фактах» была интересная статья.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Дедушка сказал, чтобы я принесу письмо вечером.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: А Б В Г Д Е

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п..ролон / заг..релый / ав..нгард / одр..хлеть / прк..снуться

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра. положить, бе..деятельный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

засушл..вый / корн..вой / затуш..вать / ливн..вый / погор..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

атаку..мый /выгляд..шь / задерж..шься / беспоко…шься / независ..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мне (не) чего было сказать в ответ.

Некоторые упражнения (не) выполнены.

Гибнущий сад и (не) состоявшаяся любовь- две внутренне связанные темы пьесы.

Этот дом (не) большой ,но очень уютный.

Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.

13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Я хочу поговорить с вами(НА)СЧЁТ квартиры,(В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

Студент выбрал эту тему реферата ,ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

Призвание поэта – творить для вечности ,(ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения

Исходя из представления о предопределённости , можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим он нам не казался.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

16. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир(2)и (3) свято верившей (4) в свою музу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Лёшка (1) ты пом­нишь (2) в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что (3) ты пом­нишь (4) и пред­чув­ствие весны, и ожи­да­ние празд­ни­ка, и не­за­бы­ва­е­мый вос­торг сво­е­го дет­ства.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу(3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

((1)Вос­палённое со­сто­я­ние Поли, а глав­ное, её сбив­чи­вая, дву­смыс­лен­ная речь – всё под­ска­зы­ва­ло худ­шие до­гад­ки, много страш­нее, чем даже плен Ро­ди­о­на или его смер­тель­ное ра­не­ние.

(2)–Да нет же, тут дру­гое со­всем, – со­дрог­ну­лась Поля и, от­вер­нув­шись к стен­ке, вы­ну­ла из-под по­душ­ки смя­тый, за­чи­тан­ный тре­уголь­ни­чек.

(3)Впо­след­ствии Варя сты­ди­лась своих на­чаль­ных пред­по­ло­же­ний. (4)Хотя ред­кие тран­зит­ные эше­ло­ны не за­дер­жи­ва­лись в Москве, но вок­за­лы на­хо­ди­лись по­бли­зо­сти, и Ро­ди­о­ну был из­ве­стен Полин адрес. (5)Ко­неч­но, ко­ман­до­ва­ние могло и не раз­ре­шить сол­да­ту от­луч­ки из эше­ло­на в Бла­го­ве­щен­ский ту­пи­чок, тогда по­че­му же хоть от­крыт­ки не черк­нул своей-то, лю­би­мой-то, про­ез­дом в дей­ству­ю­щую армию.

(6)Итак, это была его пер­вая фрон­то­вая ве­сточ­ка с более чем двух­не­дель­ным за­поз­да­ни­ем. (7)Во вся­ком слу­чае, сей­час вы­яс­нит­ся, с ка­ки­ми мыс­ля­ми он от­прав­лял­ся на войну. (8)Варя не­тер­пе­ли­во раз­вер­ну­ла ли­сток, весь про­ткну­тый ка­ран­да­шом, – видно, пи­са­лось на ко­ле­не. (9)При­ш­лось к лампе по­дой­ти, чтобы разо­брать туск­лые, по­лу­за­кон­чен­ные стро­ки.(10)Варя сразу на­ткну­лась на глав­ное место.

(11)«По­жа­луй, един­ствен­ная при­чи­на, до­ро­гая моя, по­че­му мол­чал всё это время, – негде было при­стро­ить­ся, – крат­ко, с не­ожи­дан­ной пол­но­той и пря­мо­ли­ней­но, как на ис­по­ве­ди, писал Ро­ди­он. (12)– Мы всё от­сту­па­ем пока, день и ночь от­сту­па­ем, за­ни­ма­ем более вы­год­ные обо­ро­ни­тель­ные ру­бе­жи, как го­во­рит­ся в свод­ках. (13)Я очень болел к тому же, да и те­перь не со­всем ещё опра­вил­ся: хуже любой кон­ту­зии моя бо­лезнь. (14)Самое горь­кое – то, что сам я впол­не здо­ров, весь целый, нет пока на мне ни еди­ной ца­ра­пи­ны. (15)Сожги это пись­мо, тебе одной на всём свете могу я рас­ска­зать про это, – Варя пе­ре­вер­ну­ла стра­нич­ку.

(16)Про­ис­ше­ствие слу­чи­лось в одной рус­ской де­рев­не, ко­то­рую наша часть про­хо­ди­ла в от­ступ­ле­нии. (17)Я шёл по­след­ним в роте. а может, и во всей армии по­след­ним. (18)Перед нами на до­ро­ге вста­ла мест­ная де­воч­ка лет де­вя­ти, со­всем ребёнок, ви­ди­мо, на школь­ной ска­мье при­учен­ная лю­бить Крас­ную Армию. (19)Ко­неч­но, она не очень раз­би­ра­лась в стра­те­ги­че­ской об­ста­нов­ке. (20)Она под­бе­жа­ла к нам с по­ле­вы­ми цве­та­ми, и, так слу­чи­лось, они до­ста­лись мне. (21)У неё были такие пыт­ли­вые, во­про­си­тель­ные глаза – на солн­це по­лу­ден­ное в ты­ся­чу раз легче гля­деть, но я за­ста­вил себя взять бу­ке­тик, по­то­му что я не трус, ма­те­рью моей кля­нусь тебе, По­лень­ка, что я не трус. (22)За­жму­рил­ся, а при­нял его у неё, по­ки­да­е­мой на ми­лость врага. (23)С тех пор держу тот за­сох­ший ве­ни­чек по­сто­ян­но при себе, на теле моём, слов­но огонь за па­зу­хой ношу, велю его в мо­ги­лу по­ло­жить на себя, если что слу­чит­ся. (24)Я-то думал, семь раз кро­вью обо­льюсь, пре­жде чем муж­чи­ной стану, а вот как оно про­ис­хо­дит, всухую… и это ку­пель зре­ло­сти! – (25)Даль­ше две строч­ки по­па­лись вовсе не­раз­бор­чи­вые. – (26)И не знаю, По­лень­ка, хва­тит ли всей моей жизни тот по­да­рок опла­тить. »

(27)–Да, он очень вырос, твой Ро­ди­он, ты права. – скла­ды­вая пись­мо, ска­за­ла Варя, по­то­му что при по­доб­ном строе мыс­лей вряд ли этот сол­дат ока­зал­ся бы спо­со­бен на какой-либо предо­су­ди­тель­ный по­сту­пок.

(28)Об­няв­шись, по­друж­ки слу­ша­ли ше­лест дождя и ред­кие, за­ту­ха­ю­щие гудки ав­то­ма­шин. (29)Темой бе­се­ды слу­жи­ли со­бы­тия ис­тек­ше­го дня: от­крыв­ша­я­ся на цен­траль­ной пло­ща­ди вы­став­ка тро­фей­ных самолётов, не­за­сы­пан­ная во­рон­ка на улице Весёлых, как они уже при­вык­ли её на­зы­вать в оби­хо­де между собой, Га­стел­ло, чей са­мо­заб­вен­ный по­двиг про­гре­мел в те дни на всю стра­ну. (По Л. Лео­но­ву*)

*Лео­нид Мак­си­мо­вич Лео­нов (1899–1994) – рус­ский пи­са­тель, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

20. Какие утверждения соответствуют содержанию текста?

1) От­ступ­ле­ние наших войск про­хо­дит без боёв, без крови.2) Автор пись­ма не спо­со­бен со­вер­шить какой-либо предо­су­ди­тель­ный по­сту­пок.3) Чтобы стать на­сто­я­щим муж­чи­ной, не все­гда надо до­ка­зы­вать фи­зи­че­скую силу, порой важ­нее ис­пы­та­ние силы духа.4) Автор пись­ма не трус и не бо­ит­ся пред­сто­я­щих сра­же­ний.5) Ро­ди­он долго не писал, так как был кон­ту­жен.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 17,18,20,22 перечислены последовательные действия персонажей. 2)В предложениях 3-5 содержится рассуждение .

3)В предложениях 8-9 содержится описание.

4)Предложения 24-26 содержат повествование.

5)Преобладающий тип текста-рассуждение.

22 . Най­ди­те среди ука­зан­ных ва­ри­ан­тов такой, где слово упо­треб­ле­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. Вы­пи­ши­те это слово.

раз­вер­ну­ла (пред­ло­же­ние 8) , сожги (пред­ло­же­ние 15) , за­жму­рил­ся (пред­ло­же­ние 22) , про­гре­мел (пред­ло­же­ние 29)

23 . Среди предложений 15-19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помо­щью личного местоимения . Напишите его номер.

24 . Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Фраг­мент из ро­ма­на Л. Лео­но­ва «Рус­ский лес» под­твер­жда­ет мысль о том, что даже о слож­ных фи­ло­соф­ских про­бле­мах можно го­во­рить до­ступ­но. До­сти­га­ет­ся это с по­мо­щью тро­пов: (А)_____ («ку­пель зре­ло­сти» в пред­ло­же­нии 24), (Б)_____ («пыт­ли­вые, во­про­си­тель­ные глаза» в пред­ло­же­нии 21), (В)_____ («на солн­це по­лу­ден­ное в ты­ся­чу раз легче гля­деть» в пред­ло­же­нии 21). Уси­ли­ва­ет эф­фект от про­чи­тан­но­го (Г)_____ («от­сту­па­ем» в пред­ло­же­нии 12, «я не трус» в пред­ло­же­нии 21). Этот приём фик­си­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на глав­ном, под­чер­ки­ва­ет важ­ней­шие мысли ав­то­ра.»

Ссылка на основную публикацию