Опыты с листьями деревьев

Опыты для детей с осенними листьями

У осени особый цвет, за это мы ее так любим. Почему же листья желтеют? Вы можете грамотно ответить своим детям на этот вопрос? Почему одни деревья одеваются в багрец, а другие — в золото? Может у художницы-осени закончились краски? Проводим осенние опыты и ищем научные объяснения природным явлениям вместе!

звездная-колыбель.рф

Почему желтеют листья?

В осенних листьях содержится 3 вида пигментов, от их сочетания и зависит цвет:

  • желто-оранжевые — каротиноиды,
  • зеленые — хлорофиллы,
  • красные — антоцианы.

В зеленых листьях всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды.

photobook33.ru

Весной и летом каротиноиды так маскируются, что их незаметно — мы видим зеленую листву. Осенью начинается распад пигментов, постепенно прекращается выработка хлорофилла — листья меняют цвет. Хлорофилл разрушается быстрее всего, поэтому листва осенью из зеленой превращается в желтую (остаются каротиноиды). Красный пигмент вырабатывается осенью лишь у некоторых растений.

Почему осенние листья разного цвета?

В природе нет двух растений, которые имели бы абсолютно одинаковый цвет.

В каждом растении разное количество пигментов и они распадаются с разной скоростью. На цвет влияет также и само строение ткани листа.

В некоторых листьях осенью увеличивается количество каротиноидов (отвечают за желтые оттенки), в некоторых появляются антоцианы (отвечают за красные оттенки).

pxhere.com

Каротиноиды и антоцианы устойчивее хлорофиллов, поэтому листья быстро меняют зеленый цвет на желтые и оранжево-красные оттенки.

У некоторых деревьев и кустарников антоцианы вообще не образуются, поэтому их листья желто-зеленые или желтые.

Окраска листьев зависит еще и от освещения, температуры воздуха, наличия воды. Одно и то же дерево может менять цвет по-разному в разные годы или просто потому, что растет в разных местах и при разных погодных условиях.

Опыт для детей: как освещенность влияет на окраску листьев

Осенью дни становятся короче, следовательно, растения получают меньше света. Попробуем в домашних условиях повторить ситуацию:

1. Возьмите крупный лист, который еще не начал желтеть.
2. Половину листа заклейте черной бумагой (ограничьте доступ света).
3. Поставьте лист в стакан с водой и поместите в хорошо освещенное место.
4. Примерно через неделю снимите бумагу и сравните половинки листа.

Выводы:
Та часть листа, которая была прикрыта черной бумагой, пожелтела первой. Делаем вывод: хлорофилл распадается быстрее, если лист получает меньше света.

Задание. Можно для сравнения поставить в воду листья разных деревьев и сравнить, какие пожелтеют быстрее. Сравнить, как изменятся молодые и старые листья одного и того же растения.

Опыт для детей: как кислород влияет на разрушение хлорофилла

1. Возьмите стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.
2. Опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.
3. Стакан поставьте в темное место.
4. Через 3–5 дней вы заметите, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела.

Выводы:
В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.

Статья подготовлена по материалам «Ботаника» Н.В. Батурицкая, Т.Д. Фенчук

Какие вопросы об осени задают вам ваши дети? Всегда ли вы можете объяснить происходящие в природе явления с научной точки зрения?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

8 осенних экспериментов для детей

Думаете, осенние прогулки грустны и монотонны? Готовы поспорить, что нет. А главное, осенью открывается возможность провести интересные научные и творческие эксперименты. Попробуем вместе?

Яблочная гравитация

Поиграйте в маленьких Ньютонов. Сезон яблок – лучшее для этого время.

Вам понадобится:

  • Яблоки разных размеров
  • Пластиковые водосточные трубы
  • Лестницы, стол или стулья для создания различных возвышений

Тут даже описывать почти нечего. Просто спускайте яблоки по желобам и смотрите, как они скатываются вниз. Самое интересное – это изменять углы наклона и определять, при каком из них яблоки катятся вниз быстрее всего, а при каком – медленнее. Пусть дети подумают сами!
http://littlebinsforlittlehands.com/preschool-physics-apple-gravity-experiment-science-play/

Гигрометр из шишки

Дождливая осенняя нашептала нам, что из всего одного предмета, валяющегося под ногами, можно создать удивительный прибор для прогнозирования погоды.

Вам понадобится:

  • Сосновая шишка
  • Синельная проволока

Наша фото-инструкция подробно описывает процесс изготовления гигрометра, все очень просто. Смысл в том, что сосновые шишки открываются и закрываются в зависимости от влажности, чтобы помочь рассеивать семена только. Когда сухо. Когда же повышается влажность, шишка закрывается, чтобы семена не выселись близко от родительской особи.
Для изготовления гигрометра привяжите к одной из крупных чешуек шишки проволоку и сделайте из нее стрелку. Сделайте наклейки с надписью сухо/ влажно и поставьте шишку в воду (предварительно запомнив, куда указывает стрелка в сухом состоянии). Буквально через некоторое время чешуйки шишки раскроются, а стрелка отклонится, показывая, что влажность воздуха изменилась. Ну не чудеса ли?
http://www.tavika.ru/2015/06/gigrometr.html

Тыква, выросшая в тыкве

Необычный эксперимент, наглядно показывающий круговорот всего живого в природе. Нужно просто разрезать маленькую тыкву и убедиться, что там есть семена. Теперь наполните тыкву землей (доверьте этот этап детям) и поливайте ежедневно. Где-то примерно через неделю семена должны проклюнуться. Росток тыквы внутри старой тыквы – настоящий круговорот жизни в природе. И это завораживает не только детей, но и взрослых! Теперь главное придумать. Что делать с молодым ростком!
http://lifewithmoorebabies.blogspot.ru/2013/04/growing-pumpkins-in-pumpkins.html

Дыхание листьев

  • Миска с водой
  • Листья

Этот эксперимент интересен по двум причинам. Во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьев, как о “живых” существах. А, во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Налейте в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!). Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка – подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
http://www.kcedventures.com/blog/how-do-leaves-breathe-a-simple-science-experiment-for-kids

Рисование по листьям

Это не эксперимент, а творческое занятие. Но уж очень интересное.

Вам понадобится:

  • Пергамент/ вощеная бумага
  • Калька
  • Алюминиевая фольга
  • Мелки
  • Масляная пастель
  • Цветные карандаши
  • Несколько крупных листьев

Творчество заключается в том, чтобы подложить лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховать сверху, проявляя узор листа. Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельно, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. В общем, для маленького ребенка такое занятие – целый ворох открытий!
http://www.kcedventures.com/blog/art-and-science-of-leaf-rubbings-nature-activity

Охотники за деревьями

Простая идея для прогулок – поиски деревьев по листьям. Все, что вам нужно сделать, – это заранее собрать листья с разных деревьев. Перед прогулкой выдайте десяток разных листков и попросите ребенка найти все 10 деревьев, на которых они растут. Просто и увлекательно. В конце можете выдать малышу подарок за находчивость.
http://amomwithalessonplan.com/outside-fall-activity/

Осень на ощупь

Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно), а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.

Вариант для дошкольника: наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом. Очень полезное занятие, честно-честно.
Вариант для годовасика: пусть просто вытаскивает предметы из мешка и ощупывает их. А вы называйте такие слова, как шершавый, колючий, гладкий, бархатистый. Это формирует словарный запас и обогащает тактильный опыт.
http://www.pleasantestthing.com/fall-guess-bags-focus-on-touch

Читайте также:  Опрыскивание плодовых деревьев осенью мочевиной

Занимательная хроматография

Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам. Поехали?

Как объяснить ребенку, почему листья на деревьях меняют цвет

Мы предлагаем провести эксперимент, который наглядно покажет детям, почему листья на редевьях меняют цвет: летом они зеленые, а осенью желтеют.

Для проведения этого увлекательного эксперимента с детьми вам не нужны особенные материалы – все есть как дома, так и в школе. Этот опыт, объясняющий, почему листья на даревьях меняют осенью окраску, отлично подходит для дошкольников и учеников от 1-6 класса.

Многие люди считают осень самым красивым времением года, ведь когда листья желтеют, природа окрашивается в такие невероятные оттенки, одновременно хранящие память о теплом лете, но навевающие холод от приближения зимы.

А вот у детей по осень часто возникает ряд традиционных вопросов:

  • Почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют?
  • Это проделки фей?
  • А что с солнцем?
  • А, я знаю, это садовый гном сделал

Этот эксперимент, который объясняет, почему листья осенью становятся желтыми или красными, наверняка удовлетворит даже самых любопытных детей.

Зачем дереву нужны листья

Для того, чтобы понять, почему листья меняют цвет осенью, нужно разобраться в том, зачем вообще нужны деревья, и листья в чатности.

Растения ответственны за создание кислорода, которым мы дышим. Они его производят, поглощая воду из земли и углекислый газ из воздуха. Используя солнечный свет (через фотосинтез), они превращают воду и углекислый газ в кислород и глюкозу. Кислород – это то, что позволяет нам дышать, а глюкоза – то, что растение использует для роста. Термин фотосинтез означает «соединять со светом». Химическое вещество в растении, используемое для фотосинтеза, называется хлорофилл. Тот самый хлорофилл, который придает растениям зеленый цвет.


Что понадобится для эксперимента:

  • Стеклянные баночки
  • Кофейные фильтры
  • Листья
  • Спирт
  • Блокнот и ручка для ведения наблюдений

Почему листья осенью меняют цвет? Эксперимент для детей

Для того, чтобы найти ответ на вопрос, почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют, детям нужно будет собрать немного листьев.

После чего вы вместе должны рассортировать их по цветам в подготовленные контейнеры.

После этого листья заливаются спиртом и перемалываются. После измельчения и перемешивания спирт поможет цвету еще лучше проявиться.

Далее вам нужно будет сделать конус из кофейного фильтра и оставить острый конец в жидкости на какое-то время, чтобы она впиталась. Вы сразу же увидите, как фильтр начнет поглощать жидкость.

Подсказка: время полного поглощения цвета будет зависеть от того, сколько листьев и спирта было использовано.

Спустя 12 часов жидкость может еще не до конца впитаться, но эффект уже очевиден. По мере того, как жидкость впитывается в фильтр, цвета из листочков расходятся.

Объяснение эксперимента, почему листья меняют цвет

Зимой дни становятся короче, что уменьшает количество солнечного света для листьев. Из-за недостатка солнца, растения переходят в стадию покоя и питаются глюкозой, которую накопили за лето. Как только включается «зимний режим», зеленый цвет хлорофилла листья покидает. А по мере того как яркий зеленый оттенок исчезает, мы начинаем видеть желтые и оранжевые цвета. Небольшое количество этих пигментов было в листьях все время. Например, кленовые листы ярко красные, так как в них есть избыток глюкозы.

Если вам понравился эксперимент с листьями, которые меняют цвет осенью, совсем не обязательно ждать начала уроков, чтобы провести его вместе с детьми.

Конспект комплексного занятия «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»

Конспект комплексного занятия по родной природе и изодеятельности в старшей группе, тема: «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»

Автор занятия: Давыдова светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Совершенствовать навыки лепки.
Словарь: черешок, кромка.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.
Воспитывать любознательность.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Цветные карандаши, пластилин, оборудование для лепки.
Листья зеленые и других цветов.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.
Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.
Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».
Листы бумаги зеленого цвета.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас занятие в Лаборатории Почемучек. Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
– Что случилось
– Ничего особенного! Просто закончилось лето! – улыбнувшись, сказала воспитательница. – На дворе осень.
– А и правда! – расстроено сказал один мальчик. – Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер.
– Нет, дети, – возразила воспитательница, – каждое время года прекрасно по-своему!

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: « А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
– Ну вот! – сказал упрямый мальчик. – Я же говорил.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
– Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Читайте также:  Как удалить пень от спиленного дерева

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»

Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

– Ох-ох-ох! – вздохнул мальчик. – И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

– Смотрите, как много опавших листьев, – заметила одна девочка. – Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?
– Не тратьте время зря, – посоветовала детям воспитательница. – Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?
– Конечно хотим! – обрадовались дети.
– Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.
Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.

А почему бы и нам не помочь нашим деревьям? Тем более, что грабли у нас имеются. Займемся этим на прогулке, а сейчас у нас еще много интересных заданий.

Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.
Подул ветерок и листок перелетел влево.
Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.
Ветер закружил листочек по кругу.
Ветер перенес листочек в верхний правый угол.
А теперь листочек полетел в нижний левый угол.
Листочек снова перенесся в центр.
Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка»

Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Ваше задание: найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!
(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!
(Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,
(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.
(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,
(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,
(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,
(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.
(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем
(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем
(Топаем ногами)

Знаем месяцы:
(Ладонями стучать по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
(Кулак, ребро, ладонь)

Лепка барельефная «Осеннее дерево»

Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеленого. Догадались почему? Сверху небо, внизу трава. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите с слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.
От оставшейся части коричневого пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски потоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Осенние эксперименты для детей

Когда в гости приходит осень, все вокруг замирает в ожидании настоящей магии. Сказочные превращения деревьев, роскошь осенних даров под ногами очаруют любого. А хочешь стать повелителем осенних чудес? Устроить праздник волшебства в домашних условиях Тебе помогут интересные эксперименты.

Осенняя прогулка — настоящее приключение. Желуди, каштаны, листья и шишки — гуляя по осеннему парку, обязательно соберешь целый мешок добра. А дома и поколдовать можно. Всем любознательным ребятам Пустунчик желает незабываемой осени и предлагает увлекательные научные и творческие эксперименты для детей. Присоединяйся!

Гигрометр из шишки

Знаешь ли Ты, что обычная шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды?

Дело в том, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи. А накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их сухими.

Подготовь, пожалуйста:

  • сосновую шишку,
  • синельную проволоку.

Для создания гигрометра (прибора для определения влажности воздуха) привяжи к одной из чешуек синельную проволоку и сделай из неё стрелочку. Прикрепи шишку к тарелке кусочком пластилина. Отметь, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. Теперь Тебе нужно дождаться дождя, но это та-а-ак долго! Поэтому просто налей в миску воды и проверь положение стрелки через час. Чешуйки закроются, а стрелка немного изменит направление, показывая, что влажность воздуха увеличилась.

Если ежедневно делать отметки, сверяясь с электронным гигрометром, уже через две-три недели у Тебя будет достаточно точный прибор для предсказания погоды.

Младшему братику или сестренке можешь просто продемонстрировать изменения в природе во время дождя и в солнечную погоду. А проверить достоверность эксперимента вместе с родителями отправляйтесь в ближайший хвойный лес.

Почему листья меняют цвет осенью?

Изменение цвета листьев осенью— настоящее чудо. Но, как и все трюки фокусника, это осеннее явление можно объяснить.

Летом, когда жилки активно поставляют листьям воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще каротиноиды, отвечающие за желтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.

Разделить каждый осенний листик по цветам и пигментам поможет эксперимент.

Подготовь, пожалуйста:

  • банки (для каждой группы листьев),
  • ступки и ложки для растирания листьев,
  • медицинский спирт,
  • фильтры для кофе (плотные белые салфетки),
  • разноцветные листья.

Разорви несколько зеленых листьев на кусочки и растирай в ступке до появления сока. Переложи толченые листья в банку. То же самое сделай с листьями, которые успели изменить цвет. Подпиши каждую банку. Возьми несколько бутылочек спирта и разлей по банкам. С помощью водяной бани нагрей содержание каждой баночки. Нарежь полоски из фильтров и помести один конец в банку, а другой свесь через край. Спустя 30 минут Ты увидишь, как фильтры впитали пигменты. Разглядывать их — невероятное удовольствие.

Читайте также:  Удаление поросли деревьев

Если в одну из банок Ты поместишь разноцветное листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Чудеса да и только!

Дыхание листьев

Тебе, конечно же, известно, что деревья выделяют кислород. Но бьюсь об заклад: наблюдать, как им это удается, Тебе не приходилось. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать об этом на уроках биологии . Согласен?

Подготовь прозрачную миску с теплой водой. Положи в воду сорванный с дерева лист (Не поднимай из земли!) и прижми ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Поставь сосуд на солнце. Осталось самое трудное — подождать несколько часов. Когда заглянешь внутрь миски в следующий раз, увидишь на листе и стенках миски крохотные пузырьки. Это и есть кислород, который выделяют листья в результате фотосинтеза.

Радуга в стакане

Зрелищный эксперимент с водой и красителями наглядно расскажет Тебе о плотности материй.

Подготовь, пожалуйста:

  • воду,
  • сахар,
  • пищевые красители,
  • прозрачный стакан.

В отдельных сосудах смешивай воду с различным количеством сахара и добавляй красители. Осторожно перелей все жидкости в пустой стакан (снизу — вода с наибольшим количеством сахара, сверху — с наименьшим). Из-за разной плотности жидкостей они не смешаются.

Рисуем по листьям

  • пергамент,
  • алюминиевую фольгу,
  • кальку,
  • мягкие цветные карандаши (масляную пастель),
  • несколько крупных листьев.

Подкладывай листья под различные виды бумаги: пергамент (вощеную бумагу) или кальку — и проявляй узор, заштриховывая лист. Выбирай осенние цвета: красный, желтый или оранжевый, и у Тебя выйдут замечательные атмосферные рисунки.

На глянцевой поверхности вощеной бумаги рисунок мягкими карандашами будет выглядеть непревзойденно. С калькой же будь осторожен: не нажимай на карандаш слишком сильно. На фольге у Тебя получится объемный рисунок. Одно занятие — а сколько открытий!

Охота за деревьями

Искать деревья по листьям — увлекательнейшее занятие. Все, что Тебе нужно, —разнообразные листья с прошлой прогулки. «Примеряй» листочки к деревьям в парке и отыщи те, на которых они растут. Представь себя знаменитым охотником за деревьями — поймай их все!

Если Ты на прогулке с друзьями, устройте соревнования. Разделите листья поровну и по команде начинайте искать их обладателей. Кто найдет нужное дерево, оставляет метку с листком и лентой своего цвета. Победит самый ловкий.

А еще деревья можно искать по плодам и семенам.

Осень на ощупь

Даже если за окном дождь, скучать не придется. Вместе с другом наберите в мешочки осенние дары (яблоки, шишки, желуди, орехи, каштаны, несколько тыквенных семечек и т. д.). Смешайте их с домашними предметами (отлично подойдут маленькие игрушки, пластмассовые буквы, ластик, карандаши, мячик для тенниса). Обменяйтесь мешочками и попробуйте определить на ощупь, какой предмет оказался в руке. Только чур не подглядывать!

«Деревья» Опытно-исследовательская деятельность

Нина Карачева
«Деревья» Опытно-исследовательская деятельность

• В ясную сухую погоду отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели, осталась ли на нем грязь. Обнаружили пыль, спросили у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?

• Исследования листьев своего дерева.Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.)Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности.Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?

Комментарий. При выполнении этого задания листья не срывали. Пользовались листьями, которые сбивает ветер.

Наши опыты:

Опыт. В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. (Дети только наблюдали) Использовали листья берёзы. Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали.Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым, а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал бледно-желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски».

• Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.

Нашли опавший листик и аккуратно растерли в руках его небольшой кусочек. Ребята определили, чем он пахнет.

Сравнили цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев.

Комментарий. Для выполнения этого задания мы использовали опавшие листья, раскладывали их прямо на земле.

• Обсудили с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытались отыскать под деревомразные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложили детям рассортировать их по цвету и по степени «старости»: сначала – зеленый лист, потом – желтый или красный, потом – слегка почерневший, коричневый и т. д. Создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)

Наблюдение: Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми. Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытались обнаружить их на дереве.

Предложили детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставили их в групповой комнате в вазу.

• Сколько лет дереву? На территории участка было спилено старое больное дерево. Рассмотрели годичные кольца дерева и выяснили примерный возраст дерева.

Опыт «Копирование рисунка поверхности листа».

Каждый лист имеет свой рисунок. Чтобы его скопировать, необходимо положить лист от дерева под бумажный листок и прочно прижать его рукой. Теперь нужно натереть бумагу восковым карандашом (при этом нужно постараться не порвать её). Осталось только полюбоваться получившимся узором. Что мы и сделали с детьми.

Опыт «Прочная кора».

Чтобы это узнать мы взяли кору березы и кору клена. Рассмотрели её, потрогали, а березовую кору даже потянули в разные стороны. Опустили их в воду и через некоторое время посмотрели, что произошло. Оказывается, кора березы не размокла. Кора же клена, стала крошиться. Из этого опыта мы с детьми поняли, что березовая кора не пропускает воду, а значит, не гниет. Не зря на Руси из березовой коры делали сосуды, плели лапти и лукошки.

Опыт «Летающие семена»

Детям предложили взять по одному летающему и по одному нелетающему семени (семечко клена – крылатку и желудь). Дети одновременно отпустили из рук эти семена и увидели, что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта мы поняли, что летающие семена падают медленнее.

Опыт “Летающие семена”

Опыт “Копирование рисунка поверхности листа”

Опыт “Прочная кора”

Цикл дидактических игр по карте:

«Найди свое дерево»

Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.

Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до леса. Определить какой это лес? (Смешанный) Почему он так называется? Каких деревьев в нём больше? Рассказать о целебных свойствах хвойных деревьев.

Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.

«Защитим наши деревья»

Цель: придумать знаки охраны деревьев.

«Вкусные деревья»

Цель: найти на карте посадки черноплодной рябины, красной рябины, яблони, черемухи, боярышника.

«Столовая для птиц»

Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.

Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.

«Ароматное дерево»

Цель: найти на карте черемуху, сирень, яблоню, акацию, распространяющие во время цветения особые запахи.

«Какие деревья кормят птиц

«С какой ветки детка?»

«Найди самое высокое дерево»

«Кого можно встретить в нашем лесу?»

На территории детского сада произрастают следующие деревья: береза, клен ясенелистный, черемуха, яблоня, ясень широколистный, рябина, сирень, липа, ива серебристая, лиственница, ель, сосна, осина, боярышник.

Целевая прогулка по территории детского сада Тема: «Наши деревья и кустарники». С воспитанниками второй младшей группы мы рассмотрели, какие деревья растут на территории нашего детского.

Исследовательская работа «Его величество уголь» Исследовательская работа «Его величество уголь». Наш детский сад расположен на мысу Астафьева, где недавно открыли «Угольный терминал».

Ссылка на основную публикацию