Новый год деревьев

Новый год плодовых деревьев (Ту би-шват)

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле (Фото: Rhonda Roth, Shutterstock)

В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват (ивр. ט”וּ בִּשְׁבָט), обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.

В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого — нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого — тишрей) — история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват) — растений.

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользу бедныx. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения yрожая одного года от yрожая другого.

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его отмечания.

После разрушения Второго Храма в 70 году многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма, и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.

С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети.

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!

В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Другие праздники в разделе «Еврейские праздники»

Ту биШват — новый год деревьев

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Ту биШват — 15-е число еврейского месяца Шват, день, который в еврейской традиции принято называть «Рош аШана аИланот» — т.е. «Новый год деревьев». Название «Ту биШват» связано с понятием гематрии — числового значения ивритских букв: «ту» — так читаются буквы «тет» и «вав», совместная гематрия которых равна 15. Дата 15 Швата определяла порядок отделения десятин (маасрот) от плодовых деревьев в эпоху Храма: плоды, созревшие до 15 Швата относились к прошедшему году, а созревшие после Ту БиШват — от них десятина отделялась уже как от урожая следующего года. Сегодня в Ту БиШват принято есть плоды земли Израиля; многие устраивают особую трапезу с фруктами. В современном Израиле также распространился обычай в этот день сажать деревья.

Оглавление

Что такое Ту биШват? [↑]

Каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата — Ту би-Шват (Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать).

1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.

1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.

Как известно, каждое десятое из родившихся в этом году кашерных для еды домашних животных передовалось Храму; эта десятина называлась маасер бгема. Все животные, родившиеся до первого Элула, относились к одному году и маасер от них должен был отделяться отдельно; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и их маасер был уже десятиной следующего года.

Животные, родившиеся до первого Элула, не могли передаваться Храму с тем, чтобы выкупить животных, родившихся после этой даты — и наоборот.

1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира; в этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, первое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты («саббатических лет», когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля («пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам), а также орлы (трехлетнего срока, в течение которого запрещено использовать каким бы то ни было образом плоды молодого дерева) и маасерот, относящихся к овощам и зерновым культурам.

Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.

Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).

Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.

Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».

Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.

«Новый год» — в будний день [↑]

Хотя Ту би-Шват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе — вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.

Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу — не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).

В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну («Давший нам дожить»).

В то же время другое «начало года» — 1-ое Элула — вообще никак не выделяется из череды будничных дней. Почему? Чем он «хуже» Ту би-Швата?

Дело в том, что Ту би-Шват — это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того — выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.

Читайте также:  Как выкорчевать дерево без усилий

Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): «Г-сподь Б-г твой ведет тебя… в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока».

Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего — для евреев Израиля.

Насладившись плодами Эрец Исраэль, мы произносим благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем мы просим Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.

Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.

Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний — поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.

В магазине

Книга нашего наследия. 2 тома. Подарочное издание

У деревьев Новый год!

16.01.2014
Редактировать статью

Евреи празднуют Новый год деревьев! Как вам нравится эта сакраментальная фраза? Неискушенный читатель (если, конечно, он не состоит в обществе по защите природы) наверняка спросит: «Может быть, еще устроить Новый год травы, или Новый год злаковых, или Новый год животных, в конце концов? И тоже объявить их большими праздниками? Почему бы и нет, если Новый год деревьев — всенародный праздник?»

Но самое интересное в другом — он будет совершенно прав. Действительно, как оказывается, за евреями не заржавеет. Достаточно только заглянуть в Талмуд (не пугайтесь, ибо анекдоты там тоже встречаются) в первую Мишну трактата «Рош а-Шана», как этот самый неискушенный читатель проникнется объективным уважением к самому себе. Судите сами.

«В традиции отмечены четыре Новых года. В первый день месяца нисан — начало Нового года царей и праздников. В первый день месяца элул — начало Нового года, когда происходит отделение десятины от скота — по мнению рабби Элиезера, а по мнению рабби Шимона, Новый год отделения десятины от скота нужно отмечать в первый день месяца тишрей. В первый день месяца тишрей — начало Нового года для отсчета лет, для седьмого года и юбилейного года, для посадок и для травы. В первый день месяца шват — начало Нового года деревьев, по словам школы Шамая. Школа Гилеля утверждает, что в пятнадцатый день этого месяца». Обилие «Новых годов» на первый взгляд и может показаться странным, но на самом деле оно вызвано совершенно объективными причинами.

Что такое Новый год для самого обычного человека? Это просто повод повеселиться, лишний раз оторваться и забыть о повседневных заботах. И мало кто отдает себе отчет в том, что в древности в этот день менялись римские прокураторы. Или же: если христиане отмечают 25 декабря день рождения их кумира, то, отсчитав соответственно 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 декабря, до 1 января получится восьмой день. Что у нас делают с еврейским мальчиком на восьмой день от рождения? Конечно! Это же день обрезания — брит–милы.

В еврейской же традиции за каждой конкретной датой стоят вполне объективные соображения. Мы не станем очень сильно углубляться в изучение Талмуда, для этого, слава Б-гу, есть ешивы, ну, в крайнем случае, учебный центр. Но и до первого анекдота ещё довольно далеко. Поэтому основную идею перескажем своими словами.

Почему нам необходимо помнить день Нового года деревьев?

Еврейский календарь основан на семигодичном цикле, и седьмой год называется Шмита . Кстати, нынешний год также носит это громкое название. В течение него не совершают никакой работы на полях в земле Израиля. В течение шестого, первого, второго, четвертого и пятого года этого цикла земледельцы должны отделять маасейр ришон (первую десятину) для колена Леви, а маасейр шейни (вторую десятину) приносить в Иерусалим для праздничной трапезы. В третий и шестой год вместо маасейр шейни отделяют маасейр они (десятину для бедных), которую отдают в пользу нуждающихся.

Маасейр (десятую часть урожая) следует отдавать из плодов, которые вырастают на деревьях каждый год. Причем нельзя отделять ее от урожая текущего года в качестве взноса за прошлый. Согласно законам отделения десятины от деревьев, Новый год назначается на то время, когда плоды начинают созревать. Ту би-Шват, или, иначе говоря, 15 швата, — установленный день созревания плодов, который проводит границу между концом одного года и началом другого. Так, например, в год, следующий за Шмитой, плоды, которые созрели до Ту би-Шват относят к первому году цикла, а плоды, которые созрели после Ту би-Шват — ко второму году цикла.

Несмотря на разрушение Иерусалимского Храма и затянувшееся изгнание, в котором мы все еще пребываем, эти законы остаются в силе, только с той лишь разницей, что отделенную десятину выкупают особым образом.

После столь далеко идущего вступления мы вынуждены вас разочаровать. Дело в том, что не каждый перечисленный в Мишне «Новый год» является праздником. Поэтому о Ту би-Шват имеет смысл поговорить отдельно.

Ту би-Шват был всегда важным событием в стране Израиля. В диаспоре же он так и остался полупраздником. И все же в разных общинах появились обычаи, отличавшие этот день от будней. Хотя еще в средневековых записях упоминается обычай есть в этот день фрукты, принято считать, что по-настоящему празднование Ту-би Швата возродил рабби Биньямин Халеви из Цфата, автор книги «Хемдат Ями». Именно он кодифицировал и распространил среди общин в диаспоре созданный его учителем рабби Йосефом Каро особый ритуал праздничной трапезы Седер, или Тикун. На празднично накрытый стол подавали плоды земли Израиля (в идеале тридцать видов, там же, где это было невозможно, — семь или меньше). Над каждым видом плодов присутствующие произносили благословения и читали библейские стихи, в которых упоминается соответствующее растение. Со временем к цитатам из Танаха были добавлены параллельные места из Мишны, Талмуда и книги Зохар.

В течение одного поколения данный обычай распространился на общины Турции, Италии, Балканских стран, Польши, Бухары и Марокко. В более поздних изданиях Тикун превратился из тоненького сборника изречений в обширное собрание текстов устной и письменной Торы. Евреи общин Востока проводили весь день Ту би-Шват в изучении текстов Тикуна за праздничным столом.

Несколько особых обычаев сложились в Иерусалиме: в этот день (как и в Лаг-ба-омер) жители города посещали могилы мудрецов (членов Синедриона) и могилу праведника Шимона. Жители Иерусалима совершали в Ту би-Шват пешие прогулки к колодцу Йоава. В этот день было принято осматривать молодую завязь на деревьях и желать друг другу доброго урожая.

Община евреев Курдистана была долгое время оторвана от еврейского мира и выработала собственные обычаи. Здесь Ту би-Шват называют Мъяздани Дэилана, что значит «добрая весть о деревьях». В этот день местные евреи посылали друг другу подносы с угощениями — мы делаем так на Пурим. На подносах клали тридцать видов фруктов и зерна пшеницы. Женщины выходили в сады и произносили молитву о плодородии, стоя у деревьев. Особенно важным был этот день для тех, кто страдал бесплодием: стоя у расцветающих деревьев, они молились о даровании плода и рождении сына.

Названия праздника в разных общинах часто связаны с обычаем есть семь плодов земли Израиля. Грузинские евреи называют Ту би-Шват — Швидпероба (семиплодие). Бухарские евреи — «праздником семи плодов» или «радостью деревьев». Евреи Ирака называли Ту би-Шват Тафкия эль-шаджар (цветение деревьев). У евреев Индии праздник носит странное и до сих пор не объясненное название Элия Анабиша оорус — «ярмарка пророка Илии».

С возвращением значительной части еврейского народа на землю Израиля праздник снова обрел простое земное значение: в этот день все деревья в Израиле «празднуют день рождения». Для исполнения законов о плодах земли Израиля необходимо точно знать возраст каждого дерева, время появления на нем первой завязи. Естественно, в начале XXI века к делу установления «возраста» деревьев привлекаются современные технологии: новые плодовые посадки фиксируются аэрофотосъемкой.

Тора учит: «Ки h а-адам эц h а-саде» — «Человек подобен дереву в поле» (Деварим 20:19).

Ту-би Шват – Новый Год Деревьев

21 января 2019 г. – 15 Швата 5779 г. (טו שבט – תשע”ט)

Читайте также:  Какое дерево боятся насекомые

Четыре Новых Года, Рош hа-Шана, отмечает Израиль:

Первый день Нисана – Рош hа-Шана для царей (для отсчёта государственных дат), для определения праздничных дней и трёх посещений Храма в Иерусалиме (шлоша регалим).

Первый день Элула – Рош hа-Шана для отделения десятины приплода скота (маасэр бэhема).

Первый день месяца Тишрей – Рош hа-Шана, День Суда для всего мира, день отсчёта шмиты, йовеля и возраста растений.

Первый день месяца Шват – Рош hа-Шана для деревьев, вернее, для плодов деревьев, так как это день отделения маасэрот от плодов фруктовых деревьев. Гилель перенёс его на пятнадцатый день, Ту-би Шват, то есть 15-ое Швата. Именно этот день евреи отмечают как «Новый год деревьев».

Это время обильных дождей в Эрец Исраэль на деревьях появляются завязи плодов. Это самое благоприятное время для посадки деревьев.

15 Швата рабочий день, но евреи по традиции, заложенной каббалистами Цфата, отмечают его застольем и не читают молитвы раскаяния, таханун. В этот день едят плоды Эрец Исраэль, желательно, чтобы на столе был новый плод, который ещё не ели в этом году, чтобы произнести на него благословение Шеhехеяну («Давший нам дожить»).

Следует благословлять на две злаковые культуры и пять плодов фруктовых деревьев, которыми славится Эрец Исраэль, как сказано: «Ибо Б-г, твой Б-г, ведёт тебя в хорошую землю, в землю водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, в землю пшеницы, ячменя, виноградных лоз, инжира и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев (зейтим) и мёда (финикового мёда, тэмарим)» (Дэварим 8:8).

Порядок благословений даём по начальным буквам слов «מגע אש»– мага эш, Мезонот, Гефен, Эц, Адама, Шеаколь ниhье бидваро:

– Берём печенье, бурекасы или другую выпечку из пшеничной или ячменной муки и благословляем:

Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мелех hаолам борэ минэ мезонот!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший разнообразные виды пищи.

– Берём бокал вина (желательно белого) и благословляем:

Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мелех аолам борэ пэри hагефен!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Первые из всех фруктов земли Израиля – зейтим (оливы). Благословляем на них:

– Барух ата Ад-най Эло-эну Мелех аолам борэ пэри аэц.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод дерева.

– Берём тэмарим (финики) и говорим:

У каждого человека есть свой час и у каждой вещи своё место.

(אין לך אדם שאין לו שעה ואין לך דבר שאין לו מקום)

– Берём тээна (инжир) и говорим:

Это символ вечности и продолжения (жизни).

(סמל לנצחיות וההמשכיות)

– Берём зёрна римоним (граната) и говорим:

У каждого еврея есть свои особые заслуги.

(בכל יהודי ויהודי סגולה מיוחדת)

Многие евреи в этот день едят и благословляют на сухофрукты: инжир, финики, изюм, рожковое дерево и миндаль

С древнейших времён пшеница в виде хлеба была главной пищей людей. Очень питательный ячмень был пищей людей и домашних животных. Виноградная лоза, гефен – вино с которым благословляют Творца. Инжир, тээна древние евреи сушили и ели весь год. Гранат, римон, пользуется особой любовью, как панацея от многих недугов. Оливы, зейтим, это масло, служившее для освещения, масло, необходимое для приготовления пищи, масло для лечения многих внутренних и кожных болезней. Финики, тэмарим, сушат и едят весь год. Финиковый мёд прекрасный заменитель сахара. Из волокон пальмовых ветвей плели корзины и циновки, которые по красоте и практичности не уступали шерстяным коврам.

«Пусть будет открыт твой дом для благосостоя­ния, чтобы не оскудел твой стол. Будь осторожен, двери дома твоего не запирай, когда ешь и пьёшь за своим столом, чтобы не обеднел» (Дэрех Эрец Зута 9).

Ту Би Шват Новый год деревьев в Израиле

Ту Би Шват — новый год деревьев, еврейский праздник. Для каждого из нас новый год является тем праздником который мы очень ждем и радуемся ему. А знаете ли Вы что и у деревьев есть тоже Новый Год. Как бы ни странно на первый взгляд не звучало, но это так и есть. Новый Год деревьев — на иврите пишется так Рош Ха Шана Ла’Иланот. Он называется Ту Би Шват и это еврейский праздник который празднуется на пятнадцатый день по еврейскому календарю.

Знаете. Мы все привыкли к тому , что у нас есть дни начало недели, месяца и Года. Но это только точки отчета не так ли?

Если немного поразмыслить, то можно с лёгкостью понять почему в еврейском календаре есть такой праздник как Рош Ха Шана деревьев — Ту Би Шват. Да этому есть месту быть, так как в нашей жизни все друг от друга зависит. Растения, деревья и природа зависят от людей. А мы люди зависим от растений, деревьев и природы. Это именно так, но люди немного забывают об этом превознося себя и считают что все так и должно быть.

Вот почему по еврейским учениям и толкованиям указанные в Торе. Гласит, что когда Бог даровал человечеству такой праздник как Рош Ха Шана. Деревья услышав это начали завидовать, и спросили Бога что бы и для них был такой праздник. С того времени в месяц Шват по календарю в иудаизме — это период когда деревья пробуждаются от зимней спячки. И начитается новый цикл, этот день был выбран как Рош Ха Шана деревьев.

Обратите внимание! Новый Год Деревьев — Рош Ха Шана Ла’Иланот так же как и все праздники Святой Земли Израиль, начинаются с заходом солнца. И длятся до следующего захода Солнца.

Когда Ту Би Шват 2020 году, и какие традиции

Рош Ха Шана деревьев — Туби Шват 2020 году по нами привычному календарю выпадает на девятое (9) февраля. Но повторюсь он начинается с заходом солнца десятого (10) февраля . А двадцать первого целый день считается праздничным днем и до захода солнца. Но конечно же это рабочий день. Немногим нам будет не естественно. Так как по традиции в этот день в Израиле люди хотят отдать природе должное. То-есть многие собираются и выезжают в лес или посадку что бы посадить дерево. Многие чтят эти традиции и очень охотно выполняют свою обязанность перед природой.

Обратите внимание! Что жителей Израиля евреев, ни кто не принуждает это делать, это просто заложено с самого детства. И каждый знает и почитает законы Торы, защищает и ухаживает за природой и отдает ей должное.

Что говорится в Торе о празднике Ту би Шват и в чем его смысл. Прежде всего Новый Год Деревьев напоминает евреям, о том как я и говорил все друг с другом связано. Главное как евреи связаны со Святой Землей — Эрец Исраэль. Народ Израиля очень понимает какая его миссия отличай от других.

И одно из главных моментов то что мы можем знать из истории об Израиле. Что Сорок лет Моисей водил Евреев по пустыне, и вот наконец была дарована им та территория на которой сейчас процветающее Государство. *Как был избран народ Израиля так же и была избрана земля* Об этом говорится в Торе Это Дварим 8:7

Праздник деревьев Ту Би Шват

Но давайте так же немного обсудим и углубимся в праздник Ту Би Шват Новый год деревьев. Почему же такие странные праздники подумаете вы. Нет это не странность, а как я уже и говорил выше это связь. Разберём такие аспекты как:

Аспект 1

Первый аспект о дереве — это Почва та по которой мы ходим и впервые ступаем. В первую очередь это наша среда в которой мы перебываем, и если она благоприятная то и мы чествуем себя хорошо. Если же — это дерево, то оно вырастает и дарит нам хороший урожай или то что, может порадовать. Но если почва, не благоприятная то — это не означает что, не чего нельзя вырастить. И получить здесь хороший урожай. Так же и посадив дерево за ним нужно заботиться, и в почву в которой оно прорастает нужно поливать и удобрять.

Потом это дерево вас будет благодарить в виде своего урожая. Это говорится о народе Израиля, но и будет примером для других. Когда народ пришел на Землю Обетованную то это была пустыня. Но народ не покладая рук трудился, высаживал деревья, засевал поля, придумывали различные системы орошения и удобрения. И впоследствии это начало приносить свои плоды. Деревья, посевы и вся Земля благодатны и отдают то что до этого предки заложили.

Недаром говорится! Что бы что-то получить нужно сначала хотя бы что, то сделать. А народ Израиля сделал очень много для своей Земли.

Аспект 2

Второй аспект о дереве — это Корни, не даром говорится в мудрых писаниях. То что наши мысли и желания, из них произрастают вся наша действительность. И если корни будут более чистые и глубокими тем выше и благоприятнее будет расти наше дерево.

Читайте также:  Уход за садовыми деревьями осенью

Аспект 3

Третий аспект о дереве — это конечно же плоды. Ведь на праздник Ту Би Шват должно быть на столе много фруктов и есть их. Так же как я и уже упоминал, на этот праздник принято садить плодоносящие дерево. Ведь если разобраться, то Плоды — это хорошие поступки которые мы совершили для других людей. А как же можно сказать о тех деревьях которые не плодовитые. Их Просветленные даже деревьями не могут назвать. Конечно это точная копия того как люди относятся друг к другу.

Аспект 4

Четвертый аспект о дереве — это Сухие ветки которые когда мы заботимся о дереве, обрезаем в осенний период. А для чего это делается? Как нам всем известно удаляя не нужные ветки или сухие мы даем больше возможности для роста тем сильным
ветвям.

Тем самым способствуем хорошей плодовитости, то есть говоря простым языком дерево не тратит много сил на ненужные ветки. Применить эту систему к человеку. Мы можем так же увидеть то что если мы сосредотачиваем наши мысли желания
действия — ветки. На добрых намерениях по отношению, того что бы нести добро людям. Мы заметим что наша жизнь прекрасна и это главное что продлевает нашу жизнь.

Важно Знать ! Шват-это пятый месяц по еврейском календаре.

Праздник Ту Би Шват в заключение

Хочу от себя так же Вам поведать, о праздничном столе который накрывается на Ту Би Шват. Традиционным является сушёные плоды Рожкового дерева, Инжир, Гранат, финики и оливки. В европейских евреев присутствует сухофрукты, и миндаль которые символизируют праздник Ту Би Шват. Все эти плоды кроме рожкового дерева произрастают на Земле Обетованной. Очень рад что вам мое изложение понравилось.

Вячеслав Брыгардый

Мне 30 лет родился в Украине, на данный момент в Израиле. Веду личный Блог об маленькой и удивительной стране

Отдых в Израиле в феврале – оптимальным вариант посетить Святую Землю

Базилика Рождества Христова, проникнись чудесами Святого места

Вам также может понравиться

Сафари парк в Израиле — зоопарк в Рамат Гане
А что попробовать в Израиле? Узнай о 10 главных блюдах!
Еврейская кухня основные блюда

5 комментариев

Юлия Корнеева

Очень интересно почитать об обычаях и праздниках Израиля. Праздник Деревьев, еще раз доказывает трудолюбие, добрату и щедрость народа Земли Обетованной. Я никогда не понимала языческих жертвоприношений, всегда думаю, что благо можно достичь только делая добро и честно трудятся.

Настя

Спасибо за статью) Не очень давно в стране, и пока этот праздник как-то обходил меня стороной)

Виталий

Очень интересная статья, никогда не слышал об этом празднике…

Олеся

Спасибо за статью! Правда, интересный праздник)

Алексей

Любопытно. Хоть сам имею еврейские корни, но об этом никогда не слышал.

Новый год Деревьев

автор Битенский Г., фото автора

Новый год Деревьев, называемый в Израиле «Ту би-шват» – древний праздник, который в современное время укрепил и обогатил свои замечательные традиции.
Этот праздник сейчас посвящён не только посадке и прославлению деревьев и их плодов, но и единению человека с природой.

Ту би-шват выпадает на 15-е число месяца шват по еврейскому календарю. В этом году (2010 г.) начало праздника пришлось на 30 января.

К Новому году Деревьев у нас обычно заканчивается сезон дождей, и природа возрождается к новой жизни.

Календари возраста четырёх миров

В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырёх миров:
– по одному календарю (первый месяц которого – нисан), отсчитывается история Израиля;
– по другому календарю (первый месяц – тишрей) отсчитывается история всего человечества;
– по третьему календарю (первый месяц – элул) измеряется возраст животных;
– по четвертому календарю (первый месяц – шват) измеряется возраст растений.

Старые и новые традиции праздника Ту би-шват

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов (занятыx слyжбой в Храме, не имевших земельных наделов), и десятинy – в пользy бедныx.
Посколькy такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было относить часть от yрожая одного года в счёт yрожая дрyгого года.
Праздник Ту би-шват был yстановлен мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого.

Для деревьев здесь имеется ещё и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трёх лет его плодоношения. А чтобы знать точный возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признаётся Ту би-шват.

Новый год Деревьев – необычный праздник. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Однако все помнят об этом старинном празднике и чтут традиции его отмечания.

После разрушения Второго Храма (в 70 году н.э.) многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейскогоХрама, и государство распалось вместе со всеми его законами, то и праздник Ту би-шват временно перестал существовать. За годы опустошений и войн погибли многие леса и рощи. Постепенно благословенная земля превратилась в пустыню.

С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории праздника Ту би-шват, который получил современные черты и развитие.
Иммигранты, вернувшиеся на землю своих отцов, понимали: перед ними стоят задачи её возрождения. Необходимо было преодолеть пустыню, осушить болота и превратить эту землю в цветущий сад!

В 1890 году, 15 швата, Зеэв Явиц – директор школы, писатель и историк – призвал к празднику своих учеников и сам вышел вместе с ними, чтобы посадить деревья.
Так возродился этот древний праздник, и возникла новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват.

Новый год Деревьев с тех пор празднуется ежегодно.
Символом праздника Ту би-шват уже в начале поселенческого движения стало цветущее миндальное дерево.
Ту би-шват сейчас широко отмечают не только израильтяне, а также евреи Америки и многих других стран мира.

Празднуя Новый год Деревьев, мы вспоминаем сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя срубать и ломать их, ибо они дарят человеку свои плоды.
Вообще, у человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, мы сильны своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу и дереву, и человеку. Крона дерева, нарастающая год от года, отождествляется с жизнью человека, а плоды дерева – как наши дети.

Празднование Ту би-шват длится несколько дней.
Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. В первую очередь, это пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и многие другие. По заведённым традициям, на праздничном столе должно быть семь, пятнадцать, и даже пятьдесят видов плодов! Существует порядок их потребления в этих трапезах. Он связан с происхождением плодов; обращается внимание на соотнесение их съедобных и несъедобных частей и др.

Современный этап в истории праздника Ту би-шват отмечен гораздо более широким толкованием его назначения и рождением новых замечательных традиций.
Время этого праздника посвящается не только посадке саженцев деревьев, кустарников и других растений, но и единению человека с природой.
В течение недели, на которую выпадает праздник, совершаются походы и экскурсии, призванные изучать растения родного края и беречь их. Члены природоохранных организаций и их сторонники проводят разнообразные мероприятия, посвящённые охране и изучению растений.

Новый год Деревьев знаменуется массовыми посадками всевозможных древесных растений и цветов. Тысячи людей разного возраста вносят посильный вклад в дело украшения своей земли растениями. Так в Израиле появляются рукотворные леса рощи, парки, аллеи. Рождаются новые и хорошеют старые сады.

Перед посадкой саженцев заблаговременно подготавливаются места, которые помечаются флажками. А потом дети и взрослые сажают сюда деревья и собирают эти флажки, ведя счёт посаженным растениям.

В этом году наш маленький правнук в детском саду тоже принимал участие в празднике Ту би-шват. К сожалению, я не смог попасть к ним на праздник.

«Я посадил целых семь деревьев!» – гордо доложил мне внук потом, демонстрируя 7 флажков. Конечно, ему в этом помогала бабушка, но он приехал с праздника такой довольный!

В нашем саду мы пересадили на новое место деревце граната, и ещё Ник с бабулей занимались посадкой цветов.
Правда, садовый цветник нам пришлось огородить по периметру низкой металлической решёткой, защищая цветы от нашего кролика Яшки, которому они очень нравятся во всех смыслах этого слова 🙂

В Израиле детям с самого раннего возраста прививается любовь к природе, бережное отношение к растениям – ни одна выросшая травинка или веточка дерева не может быть сорвана!

Ссылка на основную публикацию