Пион хохлома

Пион хохлома

Пион – древнейшее растение. Так сложилось, что древние народы (египтяне, вавилоняне) закладывали сады, в которых специально выращивали растения, привезенные из других стран. Персы и греки возделывали сады в образовательных целях. Именно в те времена встречаются первые описания пиона.

История пионов

Пион – поистине роскошный цветок. Издавна он был достоин полотен художника и дворцовых залов. Недаром его считают королем всех цветов. По своей красоте и пышности пион конкурировал с розой. Его любили и в античной Европе, и в древнем Китае. О нем слагали легенды и приписывали ему чудесные свойства. Например, в Греции сохранилось описание бус из кусочков пиона, которое носили на шее с младенческих лет. Считалось, что оно исцеляет и отпугивает злых духов.

В Китае еще 1500 лет назад пион украшал императорские сады. Искусные придворные садовники уже тогда выводили новые сорта. Удивительно, но простому народу не разрешалось выращивать пионы у себя в саду. Это был очень дорогой цветок, и до сих пор он считается символом богатства и знатности. В наше время подарить его означает пожелание добра и благополучия.

Японские садовники вывели много древовидных сортов. Именно тогда была получена особая форма цветка, которая позже получила название «японская».

До сих пор, на Востоке пион считают цветком, разжигающим страсть. Молодым девушкам рекомендуется держать его в комнате для привлечения любви.

В древнем Риме этот цветок ученые упоминали в своих трудах как лекарственный, и подробно описывали при каких болезнях его нужно применять. Почти все лекари древнего мира готовили целебные снадобья из корня этого цветка. И по сей день хорошо известна настойка корней пиона, которая обладает успокаивающим свойством, помогает при нарушениях сна.

В Древней Греции цветок пиона считался символом долголетия. Бытует мнение, что свое название он получил от греческого слова «paionios», что в переводе звучит как исцеляющий.

В российской истории есть упоминание о том, что в 16 веке пионы росли и в монастырях, и в царских садах. Есть мнение, что в Россию их завез Петр 1. Тогда их различали просто – виды с обычными цветками использовали в лечебных целях, махровые сорта выращивали для декоративного использования. На Дальний Восток, а следом и в Сибирь пион попадает из Японии.

В начале 19 века начинается массовое покорение пионом Европы. Из Китая на территорию современной Англии, Франции и Нидерландов попадают новые сорта этого цветка, которые сразу завоевывают сердца европейских садовников. Это целая группа сортов молочно-цветкового пиона, которая на сегодняшний день имеет 3 названия:

    Пион молочно — цветковый (Р. lactiflora P.) – по современной ботанической классификации; Пион бело — цветковый (Р. albiflora P.) — по старой ботанической классификации; Пион китайский (Р. chinensis) — по историко-географическому происхождению.

В Европе наиболее всего полюбили пион во Франции, где известные садовники того времени с воодушевлением работали над созданием новых прекрасных сортов. Некоторые из них популярны и сегодня. В основном это экземпляры с густомахровыми цветками белой и розовой окраски и нежным ароматом.

В конце 19 века над выведением новых сортов начинают работать английские и американские селекционеры. Эта работа принесла миру новые тона пионов, большую декоративность листьев и увеличение размеров куста.

В начале прошлого века селекционная работа началась и в России. Лучшие селекционеры нашей страны работали над размножением новых видов пиона. Особое распространение этот удивительный цветок получил в послевоенные годы, когда потихоньку стала налаживаться жизнь, и людям особенно хотелось украсить свои сады. Сегодня о любви к этой культуре можно судить по количеству сообществ – любителей пионов.

Пионы в живописи

Легенды о пионе

Одна из древних легенд гласит о том, что жил-был на свете один врач, по имени Пеон, ученик бога врачевания Эскулапа. Он так успешно лечил людей, что превзошел своего учителя. Поговаривали, что все его успехи от того, что применяет он в своем целительстве какое-то удивительное растение, обладающее лечебными свойствами. Когда Пеон исцелил бога мертвых, Эскулап воспылал завистью и решил его убить. Но бог подземного царства защитил Пеона и превратил его в прекрасный цветок. Пион уклоняющийся получил свое название потому, что ему удалось уклониться от мести.

Согласно другой легенде (китайской) один садовник вывел сорт пиона потрясающей красоты. Но местный принц из зависти решил все уничтожить, и придя в сад стал безжалостно топтать все цветы.
счастный садовод со слезами на глазах смотрел на эту вакханалию. Потом не выдержал и поколотил завистливого принца. К счастью, откуда ни возьмись появилась фея пионов, махнула палочкой и сад мечты возродился. Обиженный принц пообещал казнить садовника, а сад уничтожить. Но тут, как по волшебству, все пионы превратились в прекрасных девушек, и взмахнули рукавами так, что принца унесло ветром. Изумленная и довольная публика на радостях освободила искусного садовника, и пионовый сад продолжать радовать своей красотой еще многих людей.

Пионы – описание

Пион (лат. Paeónia) принадлежит к роду многолетников. Семейство — Пионовые (Paeoniaceae). Может быть, как травянистым, так и кустарниковым.

Это растение с крупным корневищем, уходящим глубоко в землю.

Куст пиона большой, с декоративной листвой. В высоту куст может достигать 1 м. Цвет листьев варьируется от зеленого до почти фиолетового. За время вегетативного сезона он может менять окраску листьев.

Цветки пиона одиночные, иногда достигают в диаметре 15-25 сантиметров. По форме, в зависимости от сорта бывают розовидные, махровые и шаровидные.

Плоды представляют из себя сложную многолистовку. Каждая листовка содержит несколько крупных округлых семян черного цвета. У некоторых видов пионов плоды весьма декоративны.

Благодаря своей засухи – и морозоустойчивости пион – желанный гость в наших садах. В диком виде его можно встретить в лесной полосе европейской части нашей страны, на западе Якутии, на востоке Забайкалья, в Западной и Восточной Сибири.

Этот цветок предпочитает солнечные хорошо освещенные (либо слегка затененные) места. На одном месте может расти до 10-15 лет.

Цветут пионы в конце весны — начале лета. Некоторые сорта цветут в середине июля — августе. Длительность цветения зависит от сорта и может продолжаться от 8 до 20 дней.

Пион – очень декоративное растение. Его ценят за роскошные цветы и красивые тройчатые листья. Еще издавна, описывая этот цветок, упоминали о его величественной красоте.

Размножают пионы семенами и вегетативно — делением куста, корнеклубней, черенками, отводками и почками возобновления.

Уникальный глобус шириной 1,5 метра и высотой 2 метра с хохломской росписью станет символом международного фестиваля “Золотая хохлома”.

“Идея эта появилась у нас сразу по двум причинам, — пояснила директор фабрики “Хохломская роспись” Елена КРАЮШКИНА. — Во-первых, сейчас идет год экологии, а земля, природа — это то, откуда произошла хохлома. Во-вторых, круглая форма земли перекликается с формой мяча — и это напоминание о чемпионате мира по футболу, который Нижегородская область будет принимать в 2018 году, и подготовкой к которому мы все сейчас заняты”.

Хохломскую роспись знают во всех странах и на всех континентах, но в этом году художниками “Хохломской росписи” были разработаны новые рисунки, и материки на глобусе расцвели пионами и георгинами. В дни фестиваля — 17-18 июня — чудо-глобус будет выставлен на центральной площади Семенова.

На фестиваль ждут тысячи гостей, в нем примут участие более 500 мастеров НХП — это и хохломская роспись, и резьба по дереву, и керамика, и гипюр, и др. В этом году “Золотая хохлома” обещает быть более интерактивной. “Будет очень много различных бесплатных мастер-классов, настроенных на самую разную аудиторию — от маленьких детей до взрослых людей, для целых семей. Они могут расписать одну матрешку на всех или расписать бижутерию, все это взять с собой. Малыши смогут поиграть с пазлами, кубиками, которые тоже будут иметь символы хохломы и фестиваля, — рассказала Елена Краюшкина.
У нас очень интересные фотозоны, где каждый может примерить дизайнерскую одежду с хохломским орнаментом, наши уникальные красивые украшения, пройтись по подиуму и почувствовать себя моделью”. Можно будет попробовать свои силы в качестве кузнеца, гончара, выткать полотно, изготовить своими руками вазу из лозы… Ну, а если не получается — приобрести уникальные произведения народных художественных промыслов на выставке-продаже.

Напомним, по данным Росстата, по объему въездного турпотока Нижегородская область входит в 10-ку регионов-лидеров России. В 2016 году Нижегородская область приняла почти 1,5 млн человек.

  • Однолетние Многолетние
    • Агава
    • Аквилегия (Водосбор)
    • Алиссум
    • Андромеда
    • Астильба
    • Астра
    • Астранция
    • Бадан
    • Барвинок
    • Бегония
    • Безвременник
    • Бессмертник
    • Бруннера
    • Вербена
    • Вероника
    • Виола (Фиалка, Анютины глазки)
    • Гвоздика
    • Гейхера
    • Гелиантус (Подсолнечник)
    • Гелиотроп
    • Георгины
    • Герань
    • Гиацинт
    • Гладиолус
    • Гравилат
    • Дельфиниум
    • Дицентра
    • Живучка
    • Ирис
    • Календула
    • Камнеломка
    • Канна
    • Клещевина
    • Колеус
    • Колокольчик
    • Кортадерия
    • Кошачья лапка (антеннария)
    • Крокус
    • Лаванда
    • Лаватера
    • Ландыш
    • Лиатрис
    • Лилейник
    • Лилия
    • Литопс или живые камни
    • Лобелия
    • Мак
    • Маргаритка многолетняя
    • Маттиола
    • Молодило
    • Монарда
    • Морозник
    • Мускари
    • Наперстянка
    • Нарцисс
    • Нимфея (Водяная лилия, кувшинка)
    • Офиопогон (ландыш японский)
    • Печеночница Пион
      • Пион травянистый
      • Пион древовидный
      • Пион ИТО-гибрид
    • Подснежник
    • Портулак
    • Примула
    • Резеда душистая Роза
      • Розы чайно-гибридные
      • Роза флорибунда
      • Розы плетистые
      • Розы на штамбе
      • Розы морщинистые
      • Розы миниатюрные
    • Ромашка
    • Рудбекия
    • Рябчик
    • Сансиверия
    • Тысячелистник
    • Тюльпан
    • Флокс
    • Фрезия
    • Фуксия
    • Хоста
    • Хризантема
    • Целозия
    • Цинния
    • Эдельвейс
    • Эрика
    • Эхинацея
    • Ясменник

Пион хохлома

Пионы – межвидовые гибриды японской и анемоновидной форм

Уолтер Мейнс Walter Mains. (Мейнс, 1957, США). Межвидовой гибрид. Японской формы. Ярко – темно – красно – коричневый, блестящий; стаминодии того же цвета с жёлтыми кончиками. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 80 см. Запах слабый. Средний срок цветения.
Фэнси Фри – Fancy Free. (Отен, 1951, США). Межвидовой гибрид. Японской формы. Бриллиантово – оранжево – красный с золотистой окантовкой. Диаметр цветка – 13 см. Высота куста – 60 см. Запах слабый. Ранне – средний срок цветения.
Чоколит Соулдже Chocolate Soldier. (Отен, 1939, США). Межвидовой гибрид. Японской формы – махровый. Тёмно – красно – коричневый; стаминодии с жёлтыми кончиками. Диаметр цветка – 16 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Средний срок цветения.

Пионы – межвидовые гибриды простой формы

Америка – America. (Рудольф – Клем, 1976, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Алый. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 90 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Афина – Athena. (Сандерс, 1955, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Кремовый, у основания карминно – сиреневые пятна. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 80 см. Запах слабый. Очень ранний срок цветения.
Бирма Миднайт Burma Midnight. (Клем, ?, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Тёмно – красный бархатистый. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Блейз Blaze. (Фей, 1973, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Красный яркий. Диаметр цветка – 16 см. Высота куста – 80 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Дад Dad. (Гласкок, 1955, США). Межвидовой гибрид. Простой формы – полумахровый. Ярко – красный. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 80 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Донтлис Dauntless. (Гласкок, 1944, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Блестящий тёмно – красно – коричневый. Диаметр цветка – 18 см. Высота куста – см. Запах неопределённый. Ранне – средний срок цветения.
Иллини Уориор Illinie Warrior. (Гласкок – Фолк, 1955, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Блестящий красный. Диаметр цветка – 18 см. Высота куста – 100 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Казачок – Kazachok. (Харченко – Тыран, 1982, СССР). Межвидовой гибрид. Простой формы. Тёмно – вишнёво – красный. Диаметр цветка – 18 см. Высота куста – 80 см. Запах слабый. Очень ранний срок цветения.
Клер де Лун – Claire de Lune. (Уайт, 1954, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Кремовый. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Клодия – Claudia. (Сандерс, 1944, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Ярко – тёмно – розовый. Диаметр цветка – 20 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранне – средний срок цветения.
Корал Голд – Coral Gold. (Казенс – Клем, ?, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Кораллово – персиковый. Диаметр цветка – 18 см. Высота куста – 90 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Корали Coralie. (Сандерс, 1940, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Кораллово – красный, выгорает до лососёвого. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Новость Алтая Novost Altaya. (Лучник, 1963, СССР). Межвидовой гибрид. Простой формы. Ярко – розово – сиреневый. Диаметр цветка – 14 см. Высота куста – 90 см. Запах приятный. Ранний срок цветения.
Оранж Глори – Orange Glory. (Отен, 1956, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Оранжево – красный. Диаметр цветка – 20 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Пион Шафе – Peony Scaffe. (?, ?, ?). Межвидовой гибрид. Простой формы. Бело – розовый с малиновым пятном в центре цветка. Диаметр цветка – 17 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Реквием – Requiem. (Сандерс, 1941, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Кремовый. Диаметр цветка – 16 см. Высота куста – 90 см. Запах слабый. Ранне – средний срок цветения.
Роуз Нобл – Rose Noble. (Сандерс, 1950, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Светло – розовый с красным пятном у основания. Диаметр цветка – 17 см. Высота куста – 70 см. Запах не очень приятный. Ранний срок цветения.
Рэд Рэд Роуз – Red Red Rose. (Сандерс, 1942, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Тёмно – красный сверкающий. Диаметр цветка – 16 см. Высота куста – 90 см. Запах приятный. Средний срок цветения.
Сейбл – Sable. (Гласкок, 1943, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Чёрно – красный. Диаметр цветка – 17 см. Высота куста – 110 см. Запах слабый. Ранне – средний срок цветения.
Серафим – Seraphim. (Сандерс, 1929, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Белый с розовым оттенком. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах неопределённый. Очень ранний срок цветения.
Скарлет Тенедже – Scarlet Tenager. (Сандерс, 1942, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Ярко – красный. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Очень ранний срок цветения.
Флейм – Flame. (Гласкок, 1939, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Ярко – красно – розовый. Диаметр цветка – 14 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Фэйри Принcесс – Fairy Princess. (Гласкок – Фолк, 1945, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Тёмно – красный. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранне – средний срок цветения.
Хохлома Hohloma. (Горобец – Тыран, 1986, СССР). Межвидовой гибрид. Простой формы. Красный. Диаметр цветка – 16 см. Высота куста – 80 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Червонны Ветрила Chervony Vetrila. (Горобец – Тыран, 1998, Украина). Межвидовой гибрид. Простой формы. Красный блестящий. Диаметр цветка – 15 см. Высота куста – 70 см. Запах слабый. Ранний срок цветения.
Эрли Дейбрек – Early Daybreak. (Сандерс, 1949, США). Межвидовой гибрид. Простой формы. Слоновой кости с румянцем розового. Диаметр цветка – 14 см Высота куста – 90 см. Запах слабый. Очень ранний срок цветения.
Читайте также:  Как размножить клематисы черенками видео

Пионы – межвидовые гибриды полумахровой формы

Хохлома как традиция. История возникновения

Хохлома – это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

Давайте-ка с ней познакомимся

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

Читайте также:  В какой воде должны стоять розы

В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью – значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.

Спасибо,что прочитали эту статью

Бусинка

Бусинка – сообщество бисерных мастеров

У нас вы можете создать бесплатное портфолио своих бисерных работ, научиться делать украшение с нуля, или задать вопрос об интересующей технике/материале

Золотая хохлома (к теме будущего флешмоба)

  • Флудилка
  • 3 июля 2015, 20:58

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок.

Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности.

Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из дерева, ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» — чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Интерьер под хохлому

Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку». Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками.

Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит. Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью.

В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

Читайте также:  Пион травянистый розовое облако

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Золотые и серебряные серьги

Удобный каталог с 11 000 золотых и серебряных сережек онлайн

Интернет-магазин «585 золотой» — уникальное место для любителей хороших ювелирных изделий. На странице «Серьги» представлено более 11 000 наименований товара от различных производителей.

Преимущества каталога и особенности ассортимента

С помощью удобного каталога золотых сережек нетрудно сэкономить на покупке от 10% до 40%, подобрать украшение по приемлемой цене и выбрать изделия с нужной вставкой. Разнообразие драгоценных и полудрагоценных камней, которыми инкрустированы изделия, впечатлит даже опытных коллекционеров.

В зависимости от ваших личных предпочтений, знака зодиака и лечебных свойств камня можно выбрать серьги с агатом, жемчугом, ониксом, топазом, сапфирами, бриллиантам и еще несколькими десятками драгоценных и полудрагоценных камней.

Отдельно хочется сказать о серебряных серьгах. Этот сегмент продукции также достойно представлен на страницах каталога интернет-магазина «585 золотой». За исключением цвета, изделия ничем не отличаются от золотых аналогов. Качество исполнения, работа фурнитуры и элементы инкрустации выполнены безупречно.

С чем правильно носить золотые серьги

Прежде чем купить золотые серьги, прочитайте простые правила выбора украшений. Эти рекомендации сделают покупку не только ценной, но и превратят ее в аксессуар, который будет вам действительно к лицу.

Если вы только начинаете собирать коллекцию собственных украшений, обратите внимание на универсальные ювелирные серьги. Как правило, это изделия в форме гвоздики, небольшие модели с жемчугом или подвески темного цвета. Ненавязчивый аксессуар элегантно подчеркнет ваш хороший вкус при выборе вечерних и дневных нарядов.

Как правильно покупать золотые сережки с учетом формы лица

Овальному лицу идеально подходят небольшие универсальные модели, описанные в предыдущем абзаце. Но если обладательница такого формы головы купит крупные квадратные или круглые серьги, они будут смотреться не менее эффектно.

Круглолицым девушкам и женщинам подходят длинные серебряные и золотые сережки. Допускаются также прямоугольные, треугольные и овальные модели. От небольших универсальных аксессуаров в этом случае придется отказаться.

С квадратным лицом хорошо сочетаются изогнутые или большие круглые модели. С другой формой лучше не экспериментировать, также, как и с изделиями дополнительно украшенными цепочками.

Красоту треугольного лица (расширение к верху) хорошо подчеркнут массивные серьги в форме колец либо другие такие же внушительные модели. Выбирайте украшения, которые расширяются к низу — они визуально сбалансируют форму лица. Обратите внимание на модели сережек капелька и пирамида. Они станут наиболее удачным дополнением к гардеробу.

Обладательницам прямоугольной формы лица специалисты по подбору украшений советуют модели с закругленным низом и четко выполненными деталями.

К лицу в форме ромба также подходят закругленные к низу модели или полностью круглые изделия.

Теперь, когда вы точно знаете, какие серьги подойдут вашему лицу, самое главное — не переборщить. Например, массивные бусы хорошо смотрятся только в сочетании с сережками небольшого размера. И наоборот. Если вы надели заметные круглые серьги, сочетайте их с более скромными украшениями.

Простые правила ухода за серьгами из золота

Самый эффективный способ доступен в домашних условиях. Возьмите полстакана раствора с добавлением обыкновенного мыла и влейте туда три капли нашатыря. Положите серьги в емкость на несколько часов. В конце аккуратно протрите каждую сережку фланелевой тряпочкой.

Вернуть блеск потускневшему золоту еще проще. Растворите столовую ложку сахара в стакане теплой воды. Положите серьги в жидкость вечером и достаньте утром. Промойте украшения и вытрите насухо той же фланелевой тряпочкой.

По вопросам подбора украшений и оформления скидок на серьги обращайтесь по этому телефону: +7 (800) 555-55-85

Ссылка на основную публикацию
×
×